Русская православная старообрядческая церковь (РПСЦ) все глубже интегрируется в российское общество. 16 марта президент Владимир Путин встретился с предстоятелем РПСЦ митрополитом Корнилием (Титовым), а 31 мая глава государства впервые в истории России посетил Рогожский старообрядческий центр. Кроме того, все чаще встает вопрос о возвращении зданий, принадлежавших когда-то религиозной организации. О том, насколько это необходимо и правильно, а также на какой стадии сейчас отношения старообрядцев с Русской православной церковью (РПЦ), «ФедералПресс» рассказал российский священник, протоиерей Всеволод (Чаплин):
«Конечно, это дело доброе. Нужно возвращать то, что принадлежало старообрядческим общинам, и многие храмы и иные церковные здания им уже возвращены. Посмотрите хотя бы на Преображенское кладбище, где были возвращены исторические здания старообрядцам, в Рогожской слободе несколько зданий тоже было возвращено.
Проблема в том, что старообрядцы, может быть, не с самого начала поверили в возможность возвращения религиозных сооружений, и некоторые из них были приватизированы. И, к сожалению, закон 2010 года «О передаче религиозным организациям имущества религиозного значения» не распространяется на приватизированные здания. Например, в Москве есть обычные православные храмы, которые приватизированы и до сих пор не переданы церкви. Самый вопиющий пример такого старообрядческого храма в столице – это церковь, расположенная в Малом Гавриковом переулке, где много лет находится спортзал, и власти периодически говорят, что с этим ничего поделать нельзя. Сейчас вроде бы получилось добиться указания президента, чтобы московские власти нашли другое помещение, но такого рода историй много. Поэтому, конечно, если храм был построен как старообрядческий и если он не приватизирован, то его можно и нужно как можно быстрее возвратить, а приватизация все усложняет. Но я убежден, что и эту проблему нужно решать, пусть постепенно, пусть путем выделения нынешним собственникам аналогичных помещений, но когда храм осквернен – это очень плохо. В Москве я знаю лично два таких православных храма, один старообрядческий и один католический.
Отношения у нас [РПЦ] со старообрядцами нормальные. Конечно, после недавней встречи президента со старообрядцами некоторые даже стали говорить о возможном объединении. Я таких перспектив не вижу, потому что старообрядцы в основной своей массе сами не хотят объединяться, а те, кто хотел, уже объединились через единоверие. То есть общины, которые практикуют старый обряд, но являются частью нашей церкви. Конечно, старообрядчество – это разнородный феномен, там есть общины, в которых совершаются и в евхаристии таинства без какого-то православного учения с мыслями о спасении. Такие общины церковью в полном смысле назвать нельзя. Но со старообрядцами, которые совершают все церковные таинства и имеют для этого священство, у нас практически нет вероучительных различий. Некоторые даже считают их частью русской церкви и, с моей точки зрения, так оно и есть».
Фото: Максим Блинов, РИА Новости