горячие темы Смотреть Скрыть
Экономика
Россия
17 октября 2017, 15:44 0
Редакция «ФедералПресс» / Редакция ФедералПресс

«Ключевой ценностью для будущей экономики является человек»

Министр экономического развития РФ Максим Орешкин сегодня на ВФМС–2017 в Сочи рассказал участникам о том, как будет меняться мировая экономика и какие компетенции нужно развивать человеку, чтобы двигаться в форматоре новых трендов:

«Мне бы хотелось поговорить о трех трендах, которые будут определять жизнь тех, кто находится сегодня здесь в зале. Первый тренд – экономический. В глобальной экономике за последние десятилетия происходит серьезное изменение структуры глобальной стоимости. Если посмотреть на то, что было 50 или даже 100 лет назад, то мы увидим, что роль капитала, промышленного производства играла ключевую роль. Сейчас в ведущих экономиках мира доля услуг уже составляет порядка 80 %.

При этом, если посмотреть на всю цепочку от создания продукта до его потребления, то можно прийти к выводу, что большая часть добавленной стоимости формируется на двух этапах: этапе новаций и этапе маркетинга. И это означает, что в целом в экономике происходит кардинальное включение роли талантов и знаний человека.

Можно привести простой пример. Если взять просто iPhone и посмотреть на то, из чего состоит его стоимость, то видно, что она также сконцентрирована на двух этапах. Это этап проектирования (технологические решения, дизайн) и этап маркетинга. Стоимость производства смартфона от Apple составляет не более 40 % от его цены. Причем эти 40 % размазаны по очень длинной производственной цепочке, а значительная часть приходится на сырьевые товары (которые лежат в основе производства).

Если посмотреть на самые дорогие компании в мире, в том числе и на Google, то они концентрируются на этих двух ключевых этапах. И чем дальше экономика будет развиваться, идти вперед, тем больше будет расти часть добавленной стоимости, которая получается за идеи и впечатления. Поэтому тренд на усиление роли человека в плане создания добавленной стоимости тоже возрастет.

Второй тренд связан со сменой поколений и соответствующим изменением экономики и общества. Если посмотреть на то, как меняются ценности поколений и провести линию от поколения родившихся после войны бэби-бумеров до поколения Z (представителями которого являются участники форума, родившиеся в основном в 2000-е годы), то можно выделить следующие тенденции. Роль материальных факторов, желание владеть каким-то активом (машиной, квартирой) постоянно снижается. При этом растет роль таких ценностей, как самоуважение и признание.

Ваше поколение де-факто родилось уже со смартфоном в руке. Я еще помню в 80-е годы и начале 90-х проводные телефоны. Вы уже практически с детства находитесь со смартфоном. У вас кардинально другое восприятие информации, способности к ее обработке. И на самом деле, те характеристики, которые присущи вашему поколению, меняют все рынки. Например, один из глобальных трендов – переход к так называемой шеринговой экономике. И с точки зрения всей глобальной экономики меняются и относительная стоимость класса активов, требования к ним. И вся экономика сразу будет подстраиваться под изменяющиеся поколенческие предпочтения.

И третий тренд, связанный с двумя предыдущими – это переход от экономики государств к экономике городов. Рост роли человеческого капитала в создании добавленной стоимости означает, что ключевую роль в экономическом успехе занимает фактор развития и реализации каждого человека. Но для того, чтобы человек развивался, нужна соответствующая среда (и образовательная среда, среда общения, среда получения впечатлений). Вот эту роль среды как раз и начинают играть города-лидеры, которые двигают экономику вперед.

Добавлю, что поколенческие различия, о которых мы уже говорили, сильно влияют на то, как развиваются города. Очень интересный пример – это отношения разных поколений к недвижимости. Если для послевоенного поколения квартира была центром мира, то для самого молодого поколения важно иметь не только то место, где ты спишь, но и всю комфортную среду вокруг. То есть, весь город должен быть комфортным. И недавно появилось понятие ультраурбанизма, когда для человека квартира является только местом, где он в основном ночует, а вся жизнь проходит за пределами квартиры. Это и парки, и посещение лекций и театров, и кафе. Это, соответственно, очень сильно меняет города, то, как развивается в них городская среда и меняется недвижимость.

Также мы видим, что наиболее конкурентоспособные в глобальной экономике города создают наднациональную лигу. И города уже начинают конкурировать между собой за таланты и капитал. И, по сути, города этой наднациональной лиги находятся в значительной степени вне зависимости от государств, на территории которых они расположены. Этот тренд будет усиливаться, в том числе и потому, что сильно растет мобильность населения. По разным оценкам, за десятилетие с 10-го по 20-й годы мобильность населения вырастет на 40–50 %.

И какой главный вывод из этих трендов? Он состоит в том, что ключевой ценностью для будущей экономики является человек. И главной задачей каждого сидящего в зале в этой новой среде является фактор развития своих знаний и компетенций. И с точки зрения экономической политики, государственной политики, те страны, которые будут делать акцент на развитии людей, акцент на повышении мобильности населения – будут выигрывать глобальную конкуренцию через 10, 20 и 50 лет.

При этом значимым фактором является и то, что нас ждет не важность конкретных знаний, а способность получать новые. Те люди, которые способны обрабатывать большой поток информации и выделять из него самое главное, способны коммуницировать с другими людьми. Вот такие люди становятся все более и более важными в современной экономике».

Фото: government.ru

Присоединяйтесь к нам
Версия для печати
Сюжет по этой теме
5 октября 2017, 17:29

Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Сочи

Loading...
Загрузка...
Комментарии читателей
0
comments powered by HyperComments
Facebook 1