Общество
Краснодарский край
19 декабря 2017, 13:36 0
Редакция «ФедералПресс» / Дмитрий Мирошников

«Кубани нужно активнее использовать преимущества «Сириуса» как катализатора в образовании»

Во время недавней итоговой пресс-конференции Владимира Путина в числе прочих тем активно обсуждалась работа образовательного центра «Сириус» в Сочи. О том, какое место он занимает на карте, как связан с кубанской наукой и почему является логичным продолжением «Селигера» – «ФедералПресс» рассказал краснодарский ученый Никита Волченко.

«Кубанская наука – один из полноценных кластеров в системе науки общероссийской, выделяющаяся не только местом расположения, но и рядом высокоразвитых на местном уровне  отраслей. В первую очередь – это научный комплекс, связанный с сельским хозяйством: молекулярно-генетические основы виноградарства и садоводства, селекция зерновых культур, рисоводство и др. Из неаграрных областей в Краснодарском крае успешно представлены научные школы в области химии мембран, сейсмологии, начала активно развиваться робототехника.

На этом фоне  особняком стоит образовательный центр «Сириус» (ставший широкого известным за последние 2 года). Находясь в крае географически, он имеет вертикально-ориентированную структуру. Научные, педагогические коммуникации в значительной степени осуществляются с научными, образовательными учреждениями Москвы, Петербурга, регионов Урала, Сибири и др. Оттуда же преимущественно формируется и кадровый состав из инициативных профессионалов, готовых работать в нетипичном для университетской науки формате, в необычном и интересном месте.

Связи с региональной кубанской наукой находятся скорее в стадии активного становления. Но положительные примеры уже есть. Так, в летней проектной смене «Большие вызовы» в направлении АгроБиотех было представлено сразу 3 проекта из Краснодара (два – из КубГУ и один из КубГАУ). Остальные же из Москвы, Санкт-Петербурга, Дальнего Востока.

Впрочем, примечательно и то влияние, которое «Сириус» как (по сути – федеральный) образовательный центр  оказывает на школьную молодёжь Сочи. Происходит это в том числе в формате регулярных экскурсий местных школьников в лаборатории и мастерские центра, возможности пользоваться консультативной поддержкой специалистов и др. Это – бесспорно, хорошая тенденция.

Традиционно на Кубани в качестве основных городов-кузниц кадров талантливых школьников были скорее Краснодар и Новороссийск. Сочи же всегда оставался всё-таки городом с присущей курортной спецификой.

Теперь же десант крутых специалистов-преподавателей, научных сотрудников из серьёзных вузов страны, высадившийся в Сириусе вполне может переформатировать как минимум сочинскую действительность. И количество мотивированных к прикладной науке школьников здесь ожидаемо существенно возрастёт. У Кубани есть серьёзный шанс более активно использовать возможности центра как минимум благодаря географическому расположению (в сравнении с другими регионам). Краю нужно активнее использовать преимущества «Сириуса» как катализатора образовательной деятельности.

Положительные примеры опять же имеются. Так, благодаря территориальной близости, один из проектов курируемых микробиологами из КубГУ, был применён в полевых условиях местных водоёмов. В результате разработка «Биоплато для очистки воды и питания датчиков мониторинга» была продолжена и дальше под руководством представителей КубГУ школьниками из Ханты-Мансийска и Москвы. Итогом стало получение серебряной медали в конкурсе «Учёные будущего» (Intel и МГУ). А далее – демонстрация разработки президенту РФ.  

Пока же на летней проектной смене -2017 (куда этим летом собственно Путин и приезжал пообщаться с активной молодёжью) школьников кубанских было не очень много. Краю необходима продуманная система обучения наших учеников проектной деятельности так, чтобы они ставили задачи и создавали работы, способные пройти отборочные фильтры для приглашения их авторов в образовательный центр.

Ведь проектная деятельность – отличается от стандартной формы обучения в стиле «выучил-пересказал». Даже участие и победы в классических школьных олимпиадах – отличаются от умения решать нестандартные задачи с междисциплинарным подходом. Тем более – такие задачи самостоятельно ставить.

В целом же, если абстрагироваться от внутрирегиональных нюансов, то можно говорить о довольно интересной и важной тенденции. Некоторое время назад российская молодёжь со всей страны в массовом порядке могла посещать лагеря-форумы околополитического толка (например, знаменитый «Селигер»), где значительное внимание уделялось патриотической подготовке и, социальным проектам, призванным не допустить «оранжевой революции» в стране. Призванные отвечать на существовавшие тогда угрозы, позже эти мероприятия постепенно эволюционировали в проектно-инновационные форумы. В том же «Селигере» относительно научные смены стали занимать существенную долю – фактически происходил системный переход от оборонной к созидательной направленности молодёжной политики.

Сейчас же фактически происходит закладка нового формата через ОЦ «Сириус», Кванториумы и другие институты молодёжного научно-проектного образования. Идёт работа по воспитанию интеллектуального поколения: лекториумы, science-slam-ы, кружки робототехники, 3D-моделирования и множество иных просветительских проектов формируют популярность науки и техники.

Хочется верить, что нынешние школьники, прошедшие в юности лаборатории и мастерские таких центров будут нести несколько иные ценностные установки, чем школьники, выросшие из периода лихолетья девяностых (которые сейчас легко прикручивают детали в ракетах вверх тормашками или стружку в двигателях оставляют ­- печальный итог мы регулярно наблюдаем...).

И также хочется верить, что мы увидим на примере таких образовательных центров не только конкретный научно-технический результат (что само по себе хорошо), но и общее формирование позитивных и ответственных ценностных установок у нынешнего поколения. Ведь многие годы у нас в стране шла атомизация общества. Принцип индивидуальной сдачи экзаменов (олимпиады, ЕГЭ, что угодно) – это ведь тоже борьба за свой маленький личный успех.

Однако «Сириус» же, например, заточен и под проектный успех. Только командой реально добиться, чтобы новый мультикоптер взлетел. Только командой можно поставить сложный многоэтапный химический или биологический эксперимент. Собрать и протестить учебный спутник. Дети учатся вносить каждый своё в общий проект (особенно если группа «разношерстная» – физики, химики, биологи, математики) и понимать что только так победят.

Умение сформировать дружную группу для решения конкретной задачи, распределить задачи, навалиться и решить (или не решить) проблему – это не менее важное умение, чем заучивание знаний из учебника, для получения пятёрки после предъявления их учителю. Возможно, именно даже более важное. То, что сложно замерять тестами, но что точно увезут с собой школьники, разъезжаясь обратно по своим регионам.

Будем надеяться, что наука и образование Краснодарского края, многочисленное подрастающее поколение кубанской молодёжи, сумеют занять своё место и удержаться в трендах современных научно-образовательных технологий. Используя опыт «Сириуса», Кванториумов, опыт имеющегося в крае научного и педагогического актива».

Теги
наука
Присоединяйтесь к нам
Версия для печати
Loading...
Загрузка...
Комментарии читателей
0
comments powered by HyperComments
Telegram 1