Общество
Свердловская область
10 мая 2018, 17:37 0
Редакция «ФедералПресс» / Александр Калинин

«Психика ребенка не очень устойчива, но проявление агрессии крайне редко бывает спонтанным»

Россия вновь обсуждает случаи насилия среди подрастающего поколения: в Новосибирской области ученик техникума выстрелил в одногруппника из ружья. У педагогов до сих пор нет панацеи от подростковой агрессии, но способы снизить уровень насилия все же существуют. Известный петербургский педагог, «Учитель года – 2007» Дмитрий Гущин рассказал «ФедералПресс» о том, как можно выявить проблему на ранних стадиях, кто должен учить ребенка разрешать конфликты мирным путем и зачем нужен школьный психолог:

«Если в том учебном заведении, где учится ребенок, благоприятный микроклимат, если у него хорошие отношения с товарищами, если у него деловые отношения с педагогическим коллективом, если у ребенка все хорошо в семье, то никаких такого рода трагических случаев происходить не будет. Дело в том, что психика ребенка не очень устойчива. Он находится в состоянии взросления, мир вокруг него меняется очень быстро, ребенок не всегда успевает критически относиться к информации, которую он где-то увидел, прочитал. В этот момент, как правило, в 13-17 лет, за ребенком нужно очень пристально смотреть и семье, и школе, где он проводит значительную часть своего времени. Ключ лежит во внимательном наблюдении за интересами ребенка, за поступками ребенка. Если что-то идет не так, надо уметь вовремя среагировать и родителям, и школе.

Педагог может сделать очень многое. Проявление агрессии крайне редко бывает спонтанным. Как правило, ребенок с кем-то поделился, где-то упомянул о конфликте, написал об этом в соцсети. Развитие замысла может длиться месяц или даже больше. Если педагог видит, что ребенок замкнут, перестал с кем-то общаться, перестал делать уроки, надо найти момент, чтобы поговорить с ним, осторожно выяснить, что его беспокоить. Можно попросить квалифицированной помощи психолога, поговорить с родителями, потому что они иногда не замечают изменений, которые видит опытный педагог. И наоборот, если родителей что-то беспокоит, надо не думать «повзрослеет, пройдет, поумнеет», а связаться с педагогами и психологами, попробовать совместно выяснить, не нужна ли человеку помощь.

В любой профессии, в любом деле – и среди летчиков, и среди учителей, и среди психологов – есть специалисты очень высокого класса, а есть самые обычные рядовые сотрудники. Сказать, что все психологи не выполняют свои обязанности, нельзя. Другое дело, что дети к ним не так часто обращаются по своей инициативе. В западных странах обратиться к психологу, рассказать ему о своих проблемах, спросить его квалифицированного совета в порядке вещей, а у нас пока нет такой культуры. Мы не очень любим ходить к врачам и еще меньше любим обращаться к психологам. Элементы этой культуры надо прививать, свое горе не надо держать в себе. Если человек не может с ним справиться, надо обратиться к тому, кто может ему помочь.

У ребенка могут быть конфликты, может быть апатия и депрессия из-за плохих результатов в учебе. Ребенок до довольно большого возраста старается все делать так, чтобы взрослым понравилось: чтобы учитель поставил пятерку, чтобы мама похвалила. Дети, в общем-то, стараются выполнять поручения по дому, домашние задания, но рано или поздно они сталкиваются с тем, что уровень требований, которые к ним предъявляют, может превосходить уровень того, что они сами могут сделать. И здесь ребенок вступает в конфликт: ему надо и то, и то, и то, а что-то ему уже не дается: стих не учится или формула не получается. Здесь надо не загонять человека в угол, а дать возможность не потерять веру в себя.

Большая часть психологических проблем решается в беседе, в разговорах, в предложении каких-то путей. Если ребенку говорят: если не выучишь то-то и то-то, мы тебя оставим без компьютера, без еды и ты пойдешь работать дворником, у него будет один взгляд. А если ему говорят: ты не любишь химию, но любишь читать, поэтому читай и не страдай, у него будет другой взгляд на ситуацию. Нужно акцентировать внимание ребенка не только на проблемах, но и на том, что у него хорошо получается, на том, что в жизни есть не только трудности, но и достижения. На протяжении всей жизни мы встречаемся с неудачами, и надо уметь переносить удар, смотреть в будущее, а не зацикливаться на чем-то негативном.

Научить ребенка решать конфликты конструктивным путем педагог может собственным примером. Предположим, учитель пришел в класс, а класс не сделал домашнюю работу. Что при этом он делает, как он выходит из этой ситуации, что говорит? То же самое в семье: чем аккуратнее и точнее ведут себя взрослые в проблемной ситуации, тем лучший пример ребенок будет копировать».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.
Присоединяйтесь к нам
Версия для печати
Загрузка...
Комментарии читателей
0
comments powered by HyperComments
Telegram 1