Перед муниципальными властями стоит стратегическая задача по привлечению инвесторов. Объем привлеченных на территорию инвестиций является одним из ключевых критериев оценки действующей власти. По мнению нашего собеседника, у каждого явления есть оборотная сторона. Не всегда импортированный бизнес может пойти на пользу городу и региону, считает председатель Совета Сургутской торгово-промышленной палаты Владимир Болотов:
«У нас есть такая черта, не очень хорошая, мы все время считаем, что тот, кто придет, все сделает лучше. Но можно ли сегодня сказать, что зашедшие в город федеральные торговые сети лучше, чем были наши, доморощенные? Я такого сказать не могу. То же самое и с инвесторами, которые приходят в производственную сферу. Допустим, в ситуации, когда в Сургуте ожидали прихода «Северстали», как-то упустили из виду то, что у нас есть два-три небольших завода, которые занимаются переработкой металла, изготовлением металлоконструкций. Для них приход такого крупного концерна – тяжелый момент. Потому что начали бы они с проката, а закончили готовыми изделиями – арочниками, быстровозводимыми конструкциями. То есть тем, что потребляют нефтяники. Соответственно, за счет более дешевого металла и более льготных условий они бы их выдавили с рынка. Заходит крупный инвестор, все аплодируют, восхищенно говорят об открытии 500 новых рабочих мест. Но при этом никто не думает о том, что будет через год, через два, когда закроется примерно такое же количество рабочих мест, уже созданных до этого.
Объем потребления всегда конечен. К примеру, если в городе ежедневно потребляют 100 тысяч литров молока, то с приходом нового продавца этот объем не увеличится до 200 тысяч. И когда идет разговор об инвесторах, надо говорить о том, чтобы развивать такие сферы, где надо подстегивать конкуренцию. Либо инвестиции нужны в тех областях, где у нас еще нет производства. Высокотехнологичное производство, где наибольший коэффициент добавочной стоимости, больше налогов остается на территории, более квалифицированный персонал появляется.
Или взять федеральные торговые сети. Разве с ними пришел более квалифицированный персонал, который обогатил город, стал более культурным? Нужно констатировать, что в плане качества трудовых ресурсов, качества товаров и обслуживания отмечается отрицательная селекция. У нас с овациями встречают все, что связано с приездом в город «гастролеров», а когда местный производитель хочет что-то сделать и просит поддержки, ему в отказывают: «Вы же – бизнес, сами выкручивайтесь». Получается, местный предприниматель, с точки зрения властей, не является инвестором. Как изменить эту ситуацию, я пока понять не могу».