Top.Mail.Ru
Энергетика
Москва
0

«Сослагательное наклонение в топливном вопросе: а можно было лучше»?

Предпринятые Правительством меры на сегодняшний день позволят избежать ценовых скачков в оптовом и розничном сегментах рынка моторного топлива. Введение заградительных экспортных пошлин в настоящее время не потребуется, – считает доцент кафедры  экономической политики РЭУ  им Г.В. Плеханова Олег Чередниченко:

«Это результат. И результат правительства. Просьба не путать с итогами, поскольку их каждая сторона подводит сама для себя. И несмотря на критику вот, что мы имеем. По состоянию на сегодня реализованные меры покрывают поставленные задачи: внутренний рынок стабилизируется, экспортные поставки не попадают под давление «финансового пресса со стороны государства». Безусловно, с точки зрения производителей, они фиксируют минимальную (с их точки зрения маржинальную временную доходность), но это, если хотите - вопрос социальной ответственности, исполнение которого признак цивилизованности в бизнесе и is a must для получения завышенных дивидендов от работы на внешних рынках в условиях максимально комфортной конъюнктуры. И сослагательное наклонение тут не уместно.

По результатам состоявшегося 31 октября совещания в Правительстве российские вертикально-интегрированные нефтяные компании и независимые нефтеперерабатывающие заводы по состоянию на 1 ноября выполнили достигнутые договоренности по снижению оптовых цен на бензины и дизельное топливо, что должно привести стабилизации ситуации с розничными ценами в сегменте независимых АЗС.

Крупнейшие нефтяные компании подтвердили подписание многосторонних соглашений с Правительством, которые формально юридически зафиксируют данные договоренности. Однако конкретные обязательства компаний отражены в протокольных поручениях Правительства по результатам состоявшихся договоренностей, которые действуют уже с 1 ноября.
Результаты биржевых торгов 1 ноября демонстрируют существенное снижение ценовых показателей в оптовом сегменте по основным видам моторного топлива (Справочно: АИ95 - 4,3%; АИ92 – 2,2%, ДТ – 3,14%).

Давайте лучше представим что могло бы быть, если бы Правительство всего этого не сделало бы? Достойных альтернатив нет. Что можно было сделать лучше? Да, об этом надо задумываться. При подведении таких «итогов» работы отраслевики, например, поймут, что их лобби сработало не на «отлично» не сейчас, а достаточно давно. Вот тут сослагательное наклонение будет полезным.

При этом в Правительстве еще идет проработка дополнительных механизмов регулирования рынка нефтепродуктов, которые могут быть дополнительно введены в ходе завершения налогового маневра в отрасли. Продолжится мониторинг ситуации в топливной рознице, сохранится возможность оперативного введения механизмов для его стабилизации.

А вот над чем еще имеет смысл подумать в период заморозки не затягивая. Во взаимодействии с крупнейшими производителями необходимо установить «правила игры» на ближайшие 3 года. Эти правила должны учитывать алгоритм бездефицитного насыщения внутреннего рынка по ценам, адекватным сегодняшнему состоянию и потребностям российских потребителей (с учетом сегментации потребностей) при согласовании здорового баланса с внешними поставками.

Говоря о структуре ценообразования топлива (на которое, в значительной степени, влияет стоимость обслуживания кредитных портфелей Компаний), нельзя не отметить, что при привлечении производителями внешнего фондирования, снижение затрат на его обслуживание лежит в плоскости коммерческих отношений производителей с банками кредиторами при поддержке профильных Правительственных структур. В этой плоскости - доступ к дешевым финансовым ресурсам - точка роста и развития добывающих компаний (которые, являясь наименее рисковыми заемщиками, могут, также, предложить своим банкам-кредиторам широкий спектр side-business при получении кредитов), а значит Правительству нужно будет избрать переговорную тактику с коммерческими структурами, так как успешность переговоров с ними может стать ключом к снижению себестоимости в части нагрузки по обслуживанию кредитных портфелей и тогда можно будет добиться еще более выгодных условий финансирования текущей деятельности и реализуемых проектов компаний-производителей топлива».

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.