Top.Mail.Ru
Общество
Самарская область
0

«Повышенная мобильность – одна из характерных черт миллениалов»

По данным Левада-центра, почти 20 % жителей России открыто заявляют о желании эмигрировать из страны. Более 40 % из них – молодые люди в возрасте от 18 до 24 лет. Стоит ли властям всерьез задуматься о новой тенденции и обратить внимание на настроения молодежи, рассуждает социолог, руководитель центра «Региональные исследования» Дмитрий Лобойко:

«Результаты исследований «эмиграционных» настроений почему-то принято считать индикатором патриотизма или его отсутствия. Для подобных выводов надо исследовать причины тех или иных настроений. Последние данные Левада-центра, увы, таких ответов не дают.

Мы видим, что 17 % «скорее хотели бы» (7 %) или «определенно хотели бы» (10 %) переехать в другую страну на ПМЖ. Эта цифра почти неизменна на протяжении последних двух десятилетий. При этом важно отметить, что количество респондентов, которые «определенно не хотели бы» переехать на ПМЖ за границу, сейчас высокое как никогда – 61 %, и еще 21 % «скорее не хотели бы». Но эту цифру я также не стал бы считать воспалением патриотизма.

Подобный мониторинг общественного мнения проводят еще как минимум два центра – ВЦИОМ и Высшая школа экономики. Методики незначительно отличаются, но результаты те же. 10 % хотят уехать за рубеж. При этом отмечается снижение количества тех, кто собирается сделать это в течение года-двух.

Но обращает на себя внимание другая цифра. Нормально ли, что около 40 % из тех, кто изъявляет готовность покинуть Россию, – это молодежь в возрасте от 18 до 24 лет? Ответ на этот вопрос зависит от нашей «оптики» и интерпретации цифр. Можно сгустить тучи и заявить, что молодежь не верит в свое будущее в России и потому хочет уехать из страны. Но для этого в исследованиях недостаточно данных.

А можно, оговорившись, что большая часть потенциальных эмигрантов – из столицы и больших городов, предположить, что молодые люди рассматривают такой сценарий, так как видят возможность. А это может означать, что материальное положение их семей и их знание иностранных языков позволяет им думать в этом направлении. То есть можно увидеть в этой цифре отсутствие надежды, а можно – веру в свои силы и здоровые амбиции.

Учитывая, что эмиграционные настроения на протяжении многих лет мало меняются, рискну предположить, что говорить о каком-то внезапном кризисе и ухудшении ситуации не приходится.

В России пока не ввели выездные визы, а значит, мир для граждан нашей страны открыт. Вопрос лишь в том, могут ли граждане позволить себе эмиграцию. Как с материальной, так и с ментальной точек зрения. Думаю, российская молодежь, живущая в больших городах, воспринимает себя частью большого мира и, как и молодежь западных стран, готова менять место жительства и не привязываться к одному месту. Для той же Европы и США менять города и страны, пока человек не обзавелся семьей и детьми, является нормой. А повышенная мобильность, к слову, с точки зрения теории поколений Уильяма Штрауса и Нила Хау, является одной из характерных черт поколения Y, или так называемых миллениалов».

Фото: pixabay.com

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями ПФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.