горячие темы Смотреть Скрыть
Общество
Кировская область
28 марта 2019, 17:58 0
Редакция «ФедералПресс» / Александра Варанкина

«В советское время называть учителя «обслугой» никому бы и в голову не пришло»

школа
Родители школьников часто перекладывают на педагогов свои прямые обязанности

В России растет число громких конфликтов, связанных с применением силы к учителям и школьникам. Часто в конфликтах оказываются замешаны и родители учеников, решившие разрешить проблему с помощью кулаков. Почему драки между школьниками и педагогами случаются все чаще, рассказала психолог Елена Лосева:

«Я бы не сказала, что мы сейчас наблюдаем какой-то резкий, одномоментный всплеск конфликтов между учителями и школьниками именно в нашей стране. Если посмотреть статистику по увольнениям педагогов, то самая частая причина, и не только в России, – конфликты с родителями и учениками.

Стоит отметить, что в советское время престиж профессии учителя значительно отличался от того, что мы видим сейчас, – в то время называть учителя «обслугой» никому бы и в голову не пришло. Если брать 90-е годы, то тогда низкий уровень культуры поведения родителей и учеников приводил к тому, что дети откровенно «посылали» учителей, и это даже позиционировалось как некий элемент крутизны. Именно тогда дети начали поднимать свой авторитет среди одноклассников через словесные перепалки с учителем, в которых нередко использовалась ненормативная лексика.

К конфликтам с применением физической силы, как правило, приводят два фактора: снижение квалификации педагогов и агрессивное поведение школьников. Безусловно, качество подготовки учителей падает, есть нехватка педагогов: насколько я помню, министерство просвещения анонсировало, что через 5 лет нехватка кадров будет составлять 30 %. К сожалению, в учителя нередко идут те, кого больше никуда не взяли. Конечно, и сейчас есть немало талантливых педагогов, которые готовы вкладывать душу в детей, но не меньше тех, кому откровенно плевать на работу, которую они делают.

Что касается вызывающего поведения школьников, то тут большую роль играют родители. Если в ту же советскую эпоху слово учителя было законом и только единицы в агрессивной манере отстаивали права своего ребенка, то сейчас это сплошь и рядом. Если родители ни во что не ставят учителя, то такое отношение к нему складывается и у ребенка. Не зря на многих родительских собраниях родителям говорят: даже если вам не нравится учитель, вы считаете его неграмотным, не обсуждайте это при ребенке. Если школьник все это слышит, то учителю, даже самому талантливому и грамотному, практически невозможно будет поднять свой авторитет.

Со стороны родителей вырос и уровень агрессии, и требования к учителям. Родители школьников часто перекладывают на педагогов свои прямые обязанности, но одновременно требуют не лезть в процесс воспитания – соответствовать этим противоречивым требованиям учителям очень сложно.

В решении этого вопроса нет «волшебных таблеток», кроме всестороннего просвещения. Да, для учителей есть курсы повышения квалификации, связанные с конфликтологией, для учеников где-то проводятся мастер-классы по этой теме. Но повышение авторитета учителя – это более сложный процесс, который затрагивает также и семейные отношения: ведь если учитель применяет силу к ученикам, то, скорее всего, поднимает руку и на своих детей, если дети бросаются с кулаками на учителя, то наверняка ведут себя так и дома».

Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе новостей дня.
Присоединяйтесь к нам
Версия для печати
Комментарии читателей
0
comments powered by HyperComments
Facebook 1