Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Крым

Казанская трагедия: пожизненное заключение или смертная казнь?

Редакция «ФедералПресс» / Дмитрий Долин
Москва
13 МАЯ, 2021

Сразу после трагедии в Казани, где 19-летний местный житель расстрелял учеников и педагогов местной гимназии, в обществе возобновилась дискуссия о возможности возврата смертной казни за столь тяжкие преступления. В частности, за отмену моратория выступил продюсер и композитор Максим Фадеев, а также депутаты Госдумы Геннадий Онищенко и Сергей Миронов. Насколько это юридически возможно и остановит ли высшая мера наказания потенциальных преступников – разбирался корреспондент «ФедералПресс».

«Когда начнут умирать те, кто виновен, а не наоборот? …Казнь, только казнь приведет к пониманию того, что за поступки надо будет ответить головой. Я считаю, что нужно вернуть смертную казнь», – заявил продюсер Максим Фадеев.

Лидер фракции «Справедливая Россия» в Госдуме Сергей Миронов также заявил, что нужно снять мораторий на смертную казнь в отношении тех лиц, которые совершили убийства детей. Его уже поддержал академик Российской академии наук, первый заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке Геннадий Онищенко. Однако у этого вопроса оказалась более чем глубокая подоплека.

Расстреляют не тех

Примерно 2% россиян хотели бы отменить мораторий на смертную казнь. Об этом свидетельствуют результаты опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), проведенного в минувшем марте. Примечательно, что в 2010 году относительное большинство опрошенных ВЦИОМ выступали за разрешение и применение смертной казни – такого мнения придерживались 44%. В то же время социологи отмечали: проблема смертной казни оценивается россиянами достаточно противоречиво. Так, большинство опрошенных считают, что существуют злостные преступники, для которых возможно применение такой меры наказания (69%), а также допускают существование таких преступлений, после совершения которых человек лишается морального права на жизнь (64%).

«В то же время наши сограждане склонны признавать вероятность судебной ошибки, влекущей за собой наказание невиновного человека», – указывали представители ВЦИОМ.
По оценкам ряда экспертов, наличие или отсутствие смертной казни мало что меняет в цивилизованном обществе.

«Например, в США она действует в 28 штатах, но какого-то серьезного отличия жизни этих штатов нет. Есть и ошибочные приговоры, всего за почти полвека таких зафиксировано около 200. Небольшой процент, но 200 человек были убиты государством по ошибке – это ужасно, когда вас не просто убили, а как бы «приговорило общество», но по ошибке. И отсюда вторая параллель – смертная казнь в менее справедливых режимах», – пояснил «ФедералПресс» политолог Илья Гращенков. Он напомнил, что в 2011 году в Белоруссии был широкий резонанс из-за расстрела двух молодых людей, которых спешно обвинили в терактах и экстремизме и уже через несколько месяцев расстреляли, хотя вину они не признали.

«В этом и заключается опасность: если параллельно с маньяками и террористами начнут заодно уничтожать и каких-то других людей. Зная нашу «палочную» систему работы органов правопорядка, такие риски присутствуют», – указал Гращенков.

По его словам, не стоит сбрасывать со счетов и философский аспект казни: «По сути, это либо месть (сатисфакция родственников жертвы), либо акт устрашения. В первом случае все ясно – старое правило «зуб за зуб», которое не очень-то согласуется с христианским мировоззрением. Во втором случае,\ казнь должна быть театрализованным представлением, ужасным, но впечатляющим».

Нельзя вернуть

Эмоциональный порыв не может заслонить собой реальность, рассуждает в беседе с «ФедералПресс» адвокат Григорий Сарбаев. «Смертная казнь не вернет погибших детей и не станет, к огромному сожалению, панацеей от подобных преступлений. Все мы помним, как в XX веке в нашем отечестве казнили людей. И если сейчас лишь начать, пусть и под очевидным предлогом, вновь умерщвлять людей от имени государства, то на какой из статей Уголовного кодекса при нынешней правоохранительной и судебной системе остановится этот маховик?» – говорит Сарбаев.

Он полагает, что предупреждать преступления надо не в камере смертников: «Пожизненное заключение является в разы большим возмездием за совершенное злодеяние».

Вернуть смертную казнь невозможно де-юре из-за определения Конституционного суда от 19 ноября 2009 года, указал в беседе с «ФедералПресс» социолог Дмитрий Лобойко. По его словам, политики это знают, потому с такой легкостью и рассуждают об этом. К тому же за последние пару лет количество сторонников смертной казни медленно, но уверенно возрастает, отметил эксперт.

«В обществе растет запрос на справедливость. Соцопросы фиксируют следующие тенденции: россияне хотели бы отменить мораторий на смертную казнь, ужесточить наказание за коррупцию, упразднить пенсионную реформу и ЕГЭ, а также уменьшить налоги. Об отмене пенсионной реформы, борьбе с коррупцией и уменьшении налогов системным политикам говорить нельзя. А вот о смертной казни можно. Пользуются возможностью», – заключил Лобойко.

Отец девушки (он попросил не называть его имя), которая погибла в ДТП по вине нетрезвого чиновника, признался «ФедералПресс», что выступает против смертной казни: «Да, сначала очень хотелось мщения – дескать, если дочка погибла, то пусть и его казнят. Но потом приходит осознание – это неправильно. Пусть отсидит свой срок, лишится карьеры и до конца жизни будет жить с несмываемым клеймом и смертельным грузом в душе. Это гораздо тяжелее».

Напомним, что в истории действительно случались смертные приговоры по ошибке. Так, в 1978 году в городе Шахты Ростовской области был обнаружен труп девятилетней девочки со следами сексуального насилия. Под подозрение попал Александр Кравченко, который жил недалеко от места гибели девочки. Мужчину признали виновным и 5 июля 1983 года расстреляли. Позднее следствие вновь возобновило дело– под подозрение попал и серийный убийца Андрей Чикатило, который на одном из первых судебных заседаний признал себя виновным.

Фото: pxhere.com