Редакция «ФедералПресс» / Артем Тутов
Москва
31 МАЯ, 2021
О возможности отключения России от международной системы передачи информации и совершения платежей между банками говорят уже давно, но на данный момент дальше резолюций и угроз дело не дошло. Впрочем, продолжаться вечно это не может. Во всяком случае, так считают в МИД России. Министр иностранных дел Сергей Лавров заявил, что не исключает возможности прекращения работы SWIFT в России. Поэтому РФ продолжает готовиться к худшему сценарию развития событий. О том, каких политических последствий для России стоит ожидать после возможного отключения от Swift, – в материале «ФедералПресс».
Новая волна разговоров об отключении России от международной системы передачи информации и совершения платежей между банками началась после заявления директора департамента экономического сотрудничества МИД РФ Дмитрия Биричевского. В интервью РИА «Новости» дипломат признался, что существует большая вероятность того, что в «санкционную спираль» против Москвы может быть вовлечена система SWIFT.
«На сегодняшний день речи об отключении страны от SWIFT не идет, но готовиться к этому, с учетом непредсказуемости ситуации, необходимо», – отметил Баричевский.
Напомним, что в конце апреля Европарламент подготовил проект резолюции, согласно которому страны Европы отключат Россию от системы платежей, а также откажутся от нефти и газа, если на территории Украины продолжится агрессия. Помимо этого, в резолюции говорится о потенциальной остановке строительства «Северного потока-2», а также введении санкций против коррумпированных российских олигархов. Но данная резолюция, хотя и была одобрена, никаких серьезных последствий для России не несет: она носит рекомендательный характер.
Переживать за вероятное отключение России от системы SWIFT не стоит, так как в последние годы она потеряла важную часть своих функций. «До 2000-х SWIFT являлась необходимой системой, которая была одним из ключевых компонентов глобализации мировых рынков, но сейчас это не так. Впрочем, утверждать, что неблагоприятный исход событий не отразится на России, я не буду. Если SWIFT действительно будет отключена, то экономика России подвергнется серьезному стрессу, а рубль ослабнет. Но российские банки продолжат свою работу», – утверждает экономист Василий Колташов.
Россия не уйдет из мировой экономики, но ей придется приспосабливаться. Проблем с внутренними платежами не возникнет, так как для передачи информации между российскими банками уже сейчас используется система передачи финансовых сообщений Банка России (СПФС), к которой подключены многие российские банки. С взаимодействием с мировыми банками все сложнее. От системы могут быть отключены, например, лишь банки с государственным участием. Тогда финансы будут просто перераспределены. При худшем раскладе, доступ к SWIFT ограничат всем российским банкам, тогда им придется либо напрямую договариваться о переводах с конкретными банками, либо использовать посредников. Раньше для этих целей могли использовать, например, банки Беларуси, но последние события в Минске говорят не в пользу этой возможности.
В любом случае, все это приведет к удорожанию банковских операций, а также к снижению их защищенности. Россиянам это грозит очередным ростом цен, которые в последние годы становятся все привычнее. Но этот эффект можно будет нивелировать достаточно быстро.
«У системы SWIFT есть альтернативы, которые могут быть использованы для решения проблемы. Тот факт, что по этой теме все чаще высказывается именно МИД, а не Центральный Банк, говорит о том, что Россия готова к такому исходу событий. В конечном счете, такие санкции негативно скажутся на самой SWIFT, так как это коммерческий оператор, а российские переводы – важная часть их дохода», – считает политолог Марат Баширов.
Уже сейчас ясно, что российские власти не пойдут на поводу ультиматума. Но и «стрелять себе в ногу» никто не собирается. Значительная часть экспертов сходится во мнении, что свою роль в решении о, пусть и маловероятном, но теоретически возможном отключении России от SWIFT будет играть будущая встреча между президентами России и США.
«Такой вариант крайне маловероятен. Даже если встреча по какой-то причине не состоится или же пройдет не совсем гладко, возможность отключения России от SWIFT стремится к нулю. Но даже если такое произойдет, это никак не повлияет ни на внешнюю, ни на внутреннюю политики России. Причина проста: с 2014 года стало ясно, что санкционная политика в отношении России не приводит к желаемому для Запада результату», – считает политолог Павел Салин.
По мнению эксперта, если Запад все-таки захочет ввести какие-то санкции в отношении России, то они будут персональными: пострадают от них российские олигархи. Таким образом, политические последствия будут минимальными. Да и серьезные политические трудности России это не обеспечит. Власть не сомневается в том, что сможет обеспечить уверенность населения в будущем даже при самых неблагоприятных действиях Запада.
«Протестную активность удалось, может быть и временно, но побороть. Плюс, была сделана ставка на социалку, чтобы снизить напряженность в обществе. Но даже если предположить, что отключение произойдет, то Россия просто найдет себе партнеров, с которыми будет работать, несмотря на отключение от системы. И мы продолжим жить так же, как и раньше. Ну может быть только немного хуже», – добавил Салин.
Схожего мнения придерживается и политолог Дмитрий Орлов.
«Возможное отключение от SWIFT – техническое решение. Оно в состоянии лишь незначительно удлинить и замедлить транзакции иностранным контрагентам и от иностранных контрагентов, связанных с российскими компаниями и банками. Думаю, на российской политике, внешней и внутренней, это сколько-нибудь существенным образом не скажется. К тому же вероятность такого решения относительно невысока», – подытожил политолог.
Есть версия, что мир вообще вздохнет свободнее, если практически монопольный статус SWIFT будет пересмотрен.
«SWIFT незаменима, но мир требует перемен. Система с каждым годом становится все менее рентабельной, так как на нее требуется все больше ресурсов. При отключении России от системы, рубль ослабнет, но усилится золото. Последний фактор скажется на силе доллара. Это, вероятно, приведет к перераспределению ресурсов и капиталов американской экономики», – подчеркнул Василий Колташов.
Фото:globallookpress.com /Christian Ohde