Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Крым

Готовился несколько лет: стали известны мотивы стрелка, напавшего на Пермский университет

Редакция «ФедералПресс» / Александр Токарев
Пермский край
22 СЕНТЯБРЯ, 2021

18-летний Тимур Бекмансуров, напавший с огнестрельным оружием на Пермский государственный национальный исследовательский университет, оставил послание на стене своего профиля в социальной сети, где рассказал о своих мотивах. «ФедералПресс» изучил записку молодого человека.

Нападение на восьмой корпус университета произошло утром 20 сентября во время учебных занятий. Вооруженный огнестрельным оружием первокурсник открыл огонь еще на подходе, после чего начал перемещаться по зданию, стреляя по людям.

Как оказалось, перед тем, как совершить задуманное, он составил манифест, который опубликовал на стене своей страницы в социальной сети. По этическим соображениям «ФедералПресс» не публикует документ, однако рассказывает об основных намерениях преступника, исходя из его описания происходящего.

Копил деньги на оружие

Сам нападавший не называет произошедшее терактом, однако, по его собственным словам к преступлению он готовился долго: уже с 10 класса он начал откладывать деньги на покупку оружия. Как утверждает нападавший, в качестве альтернативы он также рассматривал нападение с использованием автомобиля.

При этом молодой человек также заявил, что умел хорошо стрелять с раннего возраста – где он этому научился, остается неизвестным. Накопив достаточное количество денег, он успешно получил охотничий билет и справку для владения оружием в Краевой психиатрической больнице города Перми. Как пишет Тимур, для этого он специально изучил критерии оценки психологического теста, чтобы дать правильные ответы.

Как признается напавший на университет, документальная часть приобретения оружия также не составила для него никакого труда. Не говоря об этом напрямую, стрелок также признался в том, что изучал инцидент с нападением на гимназию в Казани, так как в выборе оружия он предпочел похожее на то, что использовал печально известный массовый убийца Ильназ Галявиев. Незадолго до совершения преступления он много тренировался в обращении с оружием.

По поводу того, что преступник смог так легко заполучить в руки огнестрельное оружие, едва достигнув совершеннолетия, уже высказался сенатор Алексей Пушков, назвав действующее законодательство в отношении оружия слишком мягким.

«Первый вывод из откровений урода, убившего людей в Пермском госуниверситете: необходимо как минимум ввести более высокую и более жесткую возрастную планку для приобретения огнестрельного оружия. Ныне действующий закон, хотя и установил общую планку в 21 год, оставил слишком много исключений. Например, с 18 лет дается право на получение лицензии на приобретение огнестрельного оружия для занятий спортом. Насколько это оправданно? 18 лет – слишком незрелый возраст. Это подтверждается тем, что в Казани преступнику тоже было 19 лет. На это же указывает и пермская трагедия. Закон нуждается в дальнейшей доработке с тем, чтобы в полной мере отвечать требованиям безопасности в мире социальных сетей, через которые и происходит глобализация такого рода преступлений. А подвержены ей прежде всего подростки и совсем молодые люди», – прокомментировал ситуацию Пушков.

Отметим, что с собой Бекмансуров также намеревался взять самодельное взрывное устройство, но незадолго до произошедшего передумал – решил, что это будет лишним.

Планировал нападение на школу или ТЦ

В своем посте Тимур Бекмансуров признался, что первоначально хотел напасть не на свой университет, в котором он проучился всего три недели, а на школу где учился раньше – ее он называет «неприятным местом».

Тем не менее позже планы будущего террориста изменились: в качестве объекта для нападения он рассматривал больницы, театры, торговые центры и даже пермский военкомат. При этом все варианты, кроме университета, он в результате отмел, так как, по его мнению, там собралось бы недостаточное для его жестокого замысла количество людей. За несколько месяцев он также прекратил общаться со своими друзьями,поскольку ему казалось, что он «может причинить им вред».

Университет убийца выбрал в качестве своей цели, по его словам, из-за удобства расположения и большой концентрации студентов в утренние часы.

Не рассчитывал выжить

В своей записи Бекмансуров также признается, что причиной, по которой он пошел на преступление, стало его внутреннее состояние: молодой человек якобы не мог понимать эмоции окружающих людей и постоянно испытывал сильный гнев на окружающих. В его тексте можно не раз обнаружить,что он называет людей вокруг «биомусором» и иными малоприятными эпитетами.

При этом среди своих однокурсников он выделил нескольких человек, которых решил не трогать: в своей записи стрелок сделал отметку, что «если он встретит их, то даст им уйти».

Судя по тексту, молодой человек рассчитывал, что после нападения он не останется в живых, и рассматривал вариант самоубийства, однако произошло иначе: во время операции по захвату преступник получил серьезное ранение, но выжил и попал на операционный стол.

Отметим, что первоначально в различных медиа поступали сведения о том, что молодой человек скончался в результате перестрелки, однако эта информация не подтвердилась: сейчас за его жизнь борются врачи.

Можно ли было это предотвратить?

Семейный и детский психолог Сергей Михайленко в разговоре с «ФедералПресс» отметил схожесть инцидентов, произошедших за последние годы в Керчи, в Казани и в Перми. По его мнению, их причина кроется в разрушении сложившегося института подросткового воспитания: проще говоря – развитием детской личности сейчас практически никто не занимается.

«Сейчас подростки живут своей жизнью, она замыкается на телефоне, потому что это удобно. Так и получается, что мы не знаем, чем действительно живет он. Если бы родители общались с ребенком, увидели бы его озлобленность, можно было решить проблему посещением психолога. Но до сих пор мы сталкиваемся с ситуацией, что родители изменения в поведении относят к подростковым переменам, якобы ребенок перерастет. Но это не так: подросток больше замыкается и требует более серьезной поддержки», – подчеркнул Михайленко.

Эксперт считает, что, к сожалению, в условиях глубоко укоренившейся ситуации с недостатком внимания к подросткам в обществе повторение подобных случаев все еще возможно.

Фото:vikiperm / vk.com