Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

В каких компаниях успела поработать обвиняемая в миллионных хищениях вице-президент Сбера Марина Ракова 

Редакция «ФедералПресс» / Павел Карпов
Москва
1 ОКТЯБРЯ, 2021

Марину Ракову подозревают в хищении 50 млн на госзаказах. В бизнес она попала почти 20 лет назад, но все время ее сопровождали странные неудачи либо подозрительные успехи, а приятный запах бюджетных средств Ракова ощутила уже пять лет назад. С какими компаниями связана Марина Ракова – в материале «ФедералПресс».

Вице-президент Сбербанка и экс-заместитель главы Минпросвещения Марина Ракова стала фигурантом дела о хищении 50 млн рублей. Следствие подозревает ее в манипуляциях с госзаказами на посту замминистра просвещения России. Так, в 2019 году Марина Ракова «в корыстных интересах» пролоббировала выделение ФГАУ «Фонд новых форм развития образования» средств из бюджета.

Деньги выделялись на выполнение госконтрактов в рамках федерального проекта «Учитель будущего» национального проекта «Образование». Незадолго до этого Ракова сама была гендиректором этого учреждения. По данным «СПАРК-Интерфакс», ФГАУ полностью принадлежит Минпросвещения России.

Как сообщал источник, в качестве подрядчика госконтрактов при фальсификациях отчетов был привлечен российско-британский частный вуз – Московская высшая школа социальных и экономических наук, также известный как Шанинка. 30 сентября МВД начало проверку в вузе.

Ракова не явилась на допрос, выключила телефон и покинула место жительства, сообщило 30 сентября РИА Новости со ссылкой на источник.

Подрядчиком для выполнения госзаказа стала частная Московская высшая школа социальных и экономических наук с ректором Сергеем Зуевым. Одним из учредителейвуза является Институт Гайдара.

Госзаказ был выполнен крайне некачественно. Профильные экспертизы показали, что отчетная документация по итогам работы была сфальсифицирована, сама работа не соответствовала требованиям, а использовать полученные результаты было невозможно. Словом, работа была проделана впустую, а деньги выплачены необоснованно.

Замминистра на своей работе принимала участие в огромном количестве госзаказов, и теперь следствие проводит экспертизу других контрактов – еще на 150 млн рублей.

В Министерстве просвещения Ракова работала около года, после чего ушла с госслужбы в Сбербанк. Там она заняла должность вице-президента Сбербанка – куратора дивизиона «Цифровые образовательные платформы». СМИ полагают, что глава «Сбера» Герман Греф хочет стать главным лицом российского образования и фактически монопольным производителем учебников и новых образовательных программ.

Марина Ракова также стала главой ООО «СберОбразование», которое появилось 16 марта 2021 года. По данным «СПАРК-Интерфакс», она до сих пор числится гендиректором компании.

От неудачного ИП к любимице госфинансирования

До этого руководство компаниями у Раковой проходило не очень успешно. В сентябре 2002 года она зарегистрировалась в качестве индивидуального предпринимателя. В 2005 регистрация была прекращена на основании «непредоставления документов в качестве ИП».

В 2014 году Марина Ракова стала гендиректором ООО «В гостях у сказки» в Барнауле. Судя по ОКВЭД, это образовательный центр для детей и взрослых, который также может продавать кофе, рыбу и морепродукты, одежду, обувь, парфюмерию, книги и многое другое. Ракова руководила обществом до февраля 2018-го. Компания проиграла два арбитражных дела местному Пенсионному фонду, после чего закрылась.

С 2014 по 2016 год Марина Ракова была лидером Агентства стратегических инициатив «Новая модель системы дополнительного образования». В это же время в Барнауле она выступала «общественным представителем АСИ» в Алтайском крае.

Лучшей «разработкой» Раковой стала сеть детских технопарков «Кванториум», которая появилась в декабре 2016 года. Сеть быстро заметили «наверху» как новаторство в сфере образования. На ее работу выделялись деньги – на оборудование, аренду помещений, зарплаты и так далее.

Однако, к примеру, в Томске после торжественного открытия такого центра выяснилось, что в реальности ничего не работает. Центр открылся только через полгода, хотя деньги получал сразу. В Хакасии в центр вложили почти 60 миллионов, оборудовав, что называется, по последнему слову. После торжественного открытия центр закрылся, двери опечатали, а занятия стали проводить в другом месте – не таком оборудованном.

Фото: Nikolay Gyngazov / Global Look Press / globallookpress.com; @mn_rakova / Instagram