Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Крым

«Загрузка была близка к максимальной»: пилоты назвали возможные причины авиакатастрофы под Мензелинском

Редакция «ФедералПресс» / Мира Майнд
Республика Татарстан
11 ОКТЯБРЯ, 2021

Утром 10 октября легкий самолет L-410 совершил жесткую посадку в Татарстане. На борту находились 22 человека – пилоты, инструкторы по парашютному спорту и сами парашютисты. Для некоторых из них это должен был быть первый прыжок. В авиакатастрофе погибли 16 человек. «ФедералПресс» собрал все, что известно о трагедии к этому часу.

Что произошло?

О том, что в Татарстане произошло крушение самолета, стало известно около 10 часов утра. Тогда же спасательные службы проверили сообщения очевидцев о крушении и установили, что двухмоторный самолет принадлежал местному аэроклубу, а на борту было 22 человека. По сообщениям СМИ, летательный аппарат пропал с радаров и перестал выходить на связь.

Позже в МЧС установили, что самолет рухнул в 9:11 по московскому времени. Местные жители увидели дым и вызвали спасателей. В операции участвовали более 50 сотрудников МЧС и 17 единиц техники.

«Борт вылетел из Мензелинска в 9 утра и почти сразу связь с ним была потеряна. Сейчас на место происшествия выехали следователи и криминалисты Центрального следственного управления на транспорте СК РФ. Совместно с представителями Приволжской транспортной прокуратуры устанавливаются все обстоятельств и причины происшествия», – рассказал журналистам старший помощник руководителя Центрального МСУТ СК России Дмитрий Захаров.

Сначала сообщалось о 19 погибших, позже данные уточнили и их число сократилось до 16. Шестерых из них госпитализировали с различными травмами.

По словам руководителя пресс-службы президента республики Лилии Галимовой, один из пациентов был в крайне тяжелом состоянии, других же предлагалось перевезти в профильные больницы.

«В результате падения легкомоторного самолета пострадавшие доставлены в Мензелинскую ЦРБ. Решается вопрос о транспортировке пациентов в БСМП Челнов и РКБ силами санитарной авиации минздрава РТ», – сообщила она через сайт главы региона.

Президент Татарстана, прибывший на место трагедии, выразил свои соболезнования родственникам погибших и пострадавших.

«К сожалению, среди погибших много гостей из соседних республик. Есть и жертвы среди жителей республики Татарстан. Уже создан штаб для взаимодействия с премьер-министром. Родственникам пострадавших будет оказана материальная помощь, также мы готовы помочь семьям с транспортировкой тел домой. Хочу принести самые глубокие соболезнования и извинения близким и родным пассажиров», – сказал президент РТ. Позже стало известно, что республика выплатит по 1 млн рублей семьям всех погибших в катастрофе, а 11 октября в республике объявили днем траура.

По свидетельствам выживших пассажиров, в момент падения на борту находились девять жителей Татарстана (все они погибли), шесть человек из Уфы (двое выжили, погибли четверо), один житель Йошкар-Олы (жив), один человек из Ульяновска (жив), трое из Удмуртии (один человек жив, двое погибли), житель Кировской области (выжил) и один житель Челябинска (погиб).

Спустя несколько часов после катастрофы Telegram-каналы опубликовали списки погибших и выживших парашютистов. Оба пилота погибли.

На борту находились:

  1. Дмитрий Дербышев, 30 лет (госпитализирован)
  2. Владимир Зеленин, 38 лет (госпитализирован)
  3. Вячеслав Пискунов, 50 лет (госпитализирован)
  4. Денис Яковлев, 41 год (госпитализирован)
  5. Вадим Фахрутдинов, 37 лет (госпитализирован)
  6. Александр Ерёмин, 47 лет (госпитализирован)
  7. Динар Давлетгареев, 44 года (погиб)
  8. Ольга Минибаева, 26 лет (погибла)
  9. Андрей Тимофеев, 39 лет (погиб)
  10. Равиль Шарафутдинов, 45 лет (погиб)
  11. Павел Музыченко, 42 года (погиб)
  12. Виктория Соловьева, 45 лет (погибла)
  13. Ксения Самигуллина, 19 лет (погибла)
  14. Ильнар Гайфуллин, 30 лет (погиб)
  15. Константин Цывинский, 18 лет (погиб)
  16. Олег Кублицкий, инструктор, 36 лет (погиб)
  17. Денис Прохоров, инструктор, 49 лет (погиб)
  18. Сергей Кузенко, инструктор, 49 лет (погиб)
  19. Игорь Алексеев, инструктор, 52 года (погиб)
  20. Дмитрий Филинов, видеооператор, 47 лет (погиб)

Экипаж: командир воздушного судна Михаил Беляев, 60 лет (погиб) и пилот Александр Зыков, 61 год (погиб).

Один из погибших парашютистов – Павел Музыченко – оказалс директором конгресс-бюро Башкортостана.

К этому часу уже улучшилось состояние двоих пострадавших – их перевели из реанимации в травматологическое отделение. Одного пациента врачи собираются отправить в республиканскую больницу бортом санавиации. Три человека продолжают оставаться в реанимации в стабильно тяжелом состоянии. Шестой пострадавший был прооперирован казанскими хирургами и сейчас находится на ИВЛ.

С родственниками погибших работают психологи и медики – одного из них госпитализировали прямо с места аварии, из-за чего в СМИ появилась ошибочная информация о седьмом выжившем.

Птица, неисправность или перегруз?

По словам Рустама Минниханова, перед падением пилоты самолета сообщали об отказе левого двигателя. После удара об землю судно врезалось в забор на складе бревен, зацепило крылом стоявшую там же ГАЗель, а затем разломилось пополам и загорелось.

Заслуженный пилот России Юрий Сытник считает, что причиной аварии могла стать и ошибка пилотов.

«Самолет попал во второй режим – это неуправляемое снижение самолета. Он потерял скорость, в этом случае все происходит наоборот. Поэтому нос был задран на больших углах атаки, а выйти из этого режима не хватало высоты», – рассказывает летчик в интервью телеканалу «360».

Очевидцы аварии рассказали журналистам, что самолет летел над лесом очень низко. Его нос был задран вверх, а хвост опущен. Во время разворота борт еще больше потерял высоту, и в итоге рухнул. Однако другие эксперты продолжают настаивать на версии об отказе техники. Третьи же считают, что в двигатель судна попала птица – пока это основная версия произошедшего. Есть и мнение, что самолет просто был перегружен – грузоподъемность таких бортов не превышает 1800 кг, или 19 человек. А 22 взрослых парашютиста в экипировке едва ли весили меньше 2500 кг.

«Данный тип самолёта вполне может лететь на одном двигателе, для него это международная норма. Загрузка, видимо, была близка к максимальной. Но и в таком случае при отказе одного двигателя он должен был спокойно вернуться на аэродром – это не влечет за собой немедленной посадки. Возможно, отказал второй двигатель, из-за чего командир не успел найти нормальную площадку для посадки, поэтому зацепил ГАЗель и произошло опрокидывание», – рассказал журналистам «ФедералПресс» пилот частной авиации, пожелавший остаться анонимным.

Военный СК региона уже возбудил уголовное дело по статье «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта». А ДОСААФ, которому принадлежал 34-летний чехословацкий самолет, приостановил полеты аналогичных бортов до конца расследования. С Мензелинским аэроклубом также приостановил сотрудничество Центр подготовки космонавтов. По словам родственников одного из погибших пилотов, проблемы с самолетами были и раньше – у них отказывали двигатели, но аэроклуб не предпринимал никаких действий, несмотря на жалобы летчиков.

Совсем недавно, в июне 2021 года, такой же L-410 потерпел крушение в Журавлево Кемеровской области – тогда причиной крушения стал отказ двигателей. На борту тоже были парашютисты, пятеро из которых погибли. Еще 14 человек получили различные травмы.

Из-за перегруза также потерпел крушение борт L-410 в 1993 году в Якутии – погибли все 22 пассажира и двое членов экипажа. В 1995 году такой же самолет рухнул сразу после взлета в красноярском аэропорту. Причина – перегруженность и отказ правого двигателя. Также в разные года L-410 падали из-за нарушения схемы захода на посадку, оторвавшихся флюзеляжей, ломающихся при посадке шасси и отказа двигателей. Почти все эти крушения кончались человеческими жертвами.

Фото: пресс-служба Центрального МСУТ СК России по ПФО, telegram-канал «Еду в Татарстан», wikipedia.org