Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Крым

«Лучше шмотками торговать»: приволжские педагоги все чаще отказываются идти работать в школы

Редакция «ФедералПресс» / Александр Токарев
Нижегородская область
11 ОКТЯБРЯ, 2021

Заработная плата и условия труда школьных педагогов оказались в центре политической повестки. В частности, представители «Единой России» уже заявили, что поддержка учителей станет приоритетной задачей партии в Госдуме VIII созыва. В регионах также говорят о необходимости перемен, а члены экспертного сообщества утверждают: в провинции школы испытывают острейший дефицит квалифицированных кадров. Подчас на работу в учебные заведения приходят лишь от безысходности.

94 % российских учителей недовольны своей зарплатой – таковы результаты недавнего опроса, проведенного образовательной компанией MAXIMUM Education.

Так, заработную плату от 25 до 50 тысяч рублей предпочли 11 % опрошенных учителей, от 50 до 75 тысяч хотели бы зарабатывать 34 % респондентов, а от 75 до 100 тысяч – 33 %. При этом лишь 18 % педагогов сообщили, что работают на одну ставку.

Большинство вынуждены брать полторы ставки, 26 % трудятся на две ставки, а 7 % опрошенных заявили, что их график составляет более двух ставок. В целом российские учителя своей зарплатой недовольны, отмечается в исследовании.

В итоге сегодня в российских регионах складывается ситуация, при которой на работу в школу идут единицы. Педагогов смущает как низкая заработная плата, так и условия труда в целом.

Отрицательный отбор в двойном размере

Ситуация в школах Поволжья оставляет желать лучшего: зачастую учебные заведения вынуждены принимать на работу далеко не самые лучшие кадры.

«Фактически сегодня мы сталкиваемся с так называемым двойным отрицательным отбором: не секрет, что подчас в педагогические вузы попадают те, кто некуда больше не смог поступить. Это первый этап пресловутого отрицательного отбора. После окончания вуза многие пытаются найти работу где угодно, но только не в школе. В итоге в школы идут те, кто не смог найти более престижную и оплачиваемую работу. Это второй этап», – пояснил «ФедералПресс» руководитель общественной организации «Родительское собрание» Константин Долинин.

По его словам, многие уже перед поступлением или на первом курсе вуза знают, что после окончания университета работать учителями точно не пойдут: «Кто-то таким образом прячется от армии, кто-то пытается получить хотя бы какой-то диплом о высшем образовании. Печально, но в результате школам выбирать особо не из кого: старые кадры уходят, а вот приходящие новые оставляют желать лучшего».

Выпускница Ульяновского педуниверситета Елена подтвердила «ФедералПресс»: многие ее одногруппники «разошлись кто куда».

«Работать в школы пошли единицы, туда никто с самого начала и не рвался. Денег мало, нервотрепки полно, ответственность колоссальная. Многие так и говорили – лучше идти шмотками торговать в ТЦ, денег больше получишь в итоге», – рассказала девушка.

Перманентные перегрузки действительно являются одной из ключевых причин нежелания работать в школе, признают специалисты. По оценкам доктора экономических наук Дмитрия Назарова, для получения нормальной зарплаты педагог должен трудиться шесть дней в неделю по 6–8 уроков, после чего заниматься проверкой заданий, подготовкой, внеклассной работой. Отдельная история – общение с родителями учеников, что тоже отнимает время и нервы.

«Повышение базового тарифа на ставку действительно может решить вопрос. Но это не единственная мера. В системе образования на всех уровнях должна быть конкуренция. Почему в Москве и городах-миллионниках лучшие учителя? Потому что они борются за свои места. Значит, для повышения престижа профессии необходимо создать примерно одинаковые условия для работы учителей во всех регионах», – указал в разговоре с «ФедералПресс» Назаров.

С ним соглашается кандидат экономических наук, доцент Финансового университета при Правительстве РФ Светлана Сазанова.

«Простая иллюстрация: оклад учителя без категории, выпускника вуза, в Подмосковье – 14,5 тысячи рублей, а в Москве – 79 тысяч рублей. В Москве проблем с кадрами в школах нет. В школу идут работать по призванию», – заявила она «ФедералПресс».

В регионах же, говорит собеседница издания, учителя вынуждены разрываться между школьными уроками и репетиторством:

«Такой расклад ненормален. Необходимо поднимать оклады учителей. И платить зарплаты всем из федерального бюджета, а не местного», – утверждает эксперт.

Ужасы системы

Впрочем, эксперты считают неправильным сводить проблему только к низким зарплатам учителей.

«Этот фактор, конечно, очень важен, но если нет уж очень больших зарплат, их можно чем-то компенсировать, например, графиком работы, условиями труда, отношением к учителю. В реальности все происходит с точностью до наоборот: при мизерной оплате создают совершенно чудовищные условия, заключающиеся в бесконечном количестве бумаг, в попытке контролировать каждый шаг учителя, в тотальном недоверии к нему, к выкручиванию ему рук всеми возможными способами», – заявил «ФедералПресс» кандидат педагогических наук Леонид Эрштейн.

Он признал, что график работы подчас тоже очень тяжелый, количество учеников в классах растет, а отношение к простому учителю – «как к интеллектуальному рабу». Естественно, продолжает собеседник издания, происходит упомянутый отрицательный отбор.

«Молодежь не идет в школу вообще, а остаются не те, кто может лучше всего научить, а просто те, кто может выдержать такие условия труда. То есть не лучшие педагоги, а просто люди, которые могут приспособиться к ужасам системы», – уверен Эрштейн.

Таким образом, признают эксперты, нельзя сказать, что существует какой-то единственный способ решения проблем качества педагогических кадров. Однако практически все сходятся во мнении, что назрела необходимость в системной дебюрократизации школьного образования.

Как заявил «ФедералПресс» кандидат исторических наук Сергей Шмидт, учителя должны быть освобождены от груза бессмысленной отчетности и иррациональной регламентации. По его словам, это не потребует вливания дополнительных средств в образование, а напротив, поможет сэкономить немало средств – множество чиновников федерального и регионального уровня вместе с работниками Рособрнадзора будут вынуждены искать себе другую работу.

«Если школа станет местом самореализации педагогов и перестанет быть местом исполнения бюрократических инструкций или инструментом заработка для тех, кто нигде и ни в чем себя больше не смог найти, проблемы кадров решатся сами собой в течение двух – трех лет», – заключил Шмидт.

Опрос, проведенный фондом «Общественное мнение», показал: 46 % россиян считают, что учителя сегодня работают хорошо, 31 % оценили их работу как удовлетворительную, 8 % – как плохую. 46 % респондентов убеждены, что профессия школьного учителя пользуется уважением, 45 % уверены в обратном.

Фото: Alexander Rekun / Global Look Press / globallookpress.com,ФедералПресс / Полина Зиновьева