Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Крым

На «благо» скотоводов: зачем Якутии ГОК c золотом и ртутью

Редакция «ФедералПресс» / Виктор Бодров
Республика Саха (Якутия)
15 ОКТЯБРЯ, 2021

«Ростех» и «Селигдар» хотят сообща освоить крупное месторождение золота в Якутии, которое на протяжении многих лет никто не смог разрабатывать. Под их проект планируется построить атомную электростанцию. Вроде бы все кажется прекрасно, но обратной стороной проекта может стать опасность загрязнение якутской природы токсичными металлами и радиоактивными изотопами. Подробности - в материале «ФедералПресс».

7,7 вместо 2,2

До конца текущего года фирма «Белое золото» должна получить лицензию на крупное месторождение золота Кючус, расположенное на севере Якутии. Она выиграла аукцион по его продаже, состоявшийся 8 октября, заплатив за Кючус свыше 7,7 млрд рублей, хотя стартовый платеж составлял 2,2 млрд рублей.

Помимо «Белого золота» в аукционе участвовало еще пять претендентов – Приаргунское производственное горно-химическое объединение и владеющее им «Атомредметзолото», «Атом Голд», «Восток ГеоСервис» и «Полюс Магадан» («дочка» крупнейшего в России золотодобытчика «Полюса»). Тем не менее «Белое золото» сумело их всех опередить, предложив за Кючус максимальную цену.

После получения лицензии «Белое золото» должно будет провести геологоразведочные работы на месторождении, подготовить проект его разработки и подать его на государственную экспертизу. Согласно условиям аукциона, будущий ГОК должен будет добывать не менее 10 тонн золота в год и не позднее июня 2028 года начать использовать электричество с атомной электростанции (мощностью 55 МВт), которую планируется построить в Якутии в соответствии с соглашением между правительством региона и «Росатомом».

Якутский долгострой

Кючус был открыт в 1963 году, потом его долгое время разведывали геологи. Затем им владели самые разные компании – «Золото Кючуса» (совместный актив Pinnacle Associates и «Сахазолота»), «Алроса» и «Полюс». Последний вел на Кючусе геологоразведку и намеревался в 2010-2013 годах построить на нем ГОК мощностью 2 млн тонн руды в год. Его планам не суждено было сбыться, так как в 2009 году срок действия принадлежащей «Полюсу» лицензии закончился, и она не была заново переоформлена.

В 2012 года правительство приняло решение провести аукцион на продажу Кючуса. Он был назначен на февраль 2013 год, однако, на него не было подано ни одной заявки и аукцион признали несостоявшимся. В августе же 2021 года правительство распорядилось провести повторный аукцион, и он увенчался успехом – на нем победило «Белое золото».

Кючус является довольно большим месторождением: запасы золота в нем превышают 100 тонн, прогнозные ресурсы – 250 тонн. Есть в нем еще и серебро – 16,6 тонн, что повышает ценность Кючуса для инвестора.

Сам же «Белое золото» было зарегистрировано совсем недавно — в июле 2021 года. Его совладельцами выступают «РТ-Развитие бизнеса» (входит в состав государственной корпорации «Ростех»), холдинг «Селигдар» и предприниматель Дмитрий Доев.

«РТ-Развитие бизнеса» занимается реализацией инвестиционных проектов, в основном, в сфере добычи полезных ископаемых, «Селигдар» – добычей руд олова и золота на Дальнем Востоке. Особняком стоит Дмитрий Доев: он с одной стороны, трудится генеральным директором группы «ВИС», с другой же – выступает учредителем ряда фирм, например, ООО «Юрский», принадлежащей ему и «Селигдару».

Неоднозначный актив

Получить Кючус – полдела. Теперь «Белому золоту» предстоит провести геологоразведочные работы, подготовить проектную документацию, получить на нее все необходимые разрешения и приступить к строительству ГОКа. Автор статьи попробовал оценить степень готовности «Белого золота» к реализации столь масштабного проекта, получив информацию в компании. Поскольку у «Белого золота» собственного сайта нет, то пришлось направить запросы в пресс-службы «Ростеха» и «Селигдара». Из «Ростеха», на него последовал лаконичный ответ: «Просим дождаться опубликования официальных результатов».

Он выглядит странным, словно в «Ростехе» до конца не уверены в победе «Белого золота» на аукционе. .В пресс-службе «Селигдара» на запрос автора статьи комментарии пообещали предоставить позже. Отраслевые же эксперты обратили внимание на трудности, связанные с разработкой Кючуса.

«Кючус – актив неоднозначный. С одной стороны, это практически последнее крупное месторождение золота, прочие свободные ресурсы намного меньше. С Сухим Логом, который достался «Полюсу», его, конечно, не сравнить, запасы Кючуса в разы меньше, хотя содержание золота в руде более богатое, в районе 7 грамм на тонну. По запасам Кючус сопоставим, хотя и несколько меньше Нежданинского – другого крупного месторождения в Якутии, разрабатываемого «Полиметаллом», которое расположено гораздо южнее, – считает Алексей Калачев, аналитик «Финам». – Но у проекта разработки Кючуса имеются существенные риски».

По его мнению, месторождение расположено на севере Якутии за Полярным кругом, где практически отсутствует какая-либо инфраструктура, даже транспортная. Построить там что-либо проблематично, вывозить руду или концентрат тоже, разве что через Северный морской путь. Руды Кючуса по составу сложные, с большим содержанием сурьмы, мышьяка и ртути.

«В итоге совокупные затраты на унцию добытого золота могут оказаться большими, вряд ли ниже 1,3 тыс. долларов на унцию (31,1 грамм – прим. редакции). Хорошо, если цена золота останется достаточно высокой, но долгосрочных гарантий этого, как вы понимаете, нет», – рассказал он.

Распыление сил и средств

Даже при нынешней высокой цене на золото (превышающей 1,7 тыс. долларов за унцию), освоение Кючуса потребует колоссальных инвестиций. У владельцев «Белого золота» может ни оказаться достаточных средств.

Один из них, «Селигдар», в 2020 году, согласно по данным «СПАРК-Интерфакс», получил чистую прибыль в размере 11,4 млрд рублей, накопив обязательств на 12,5 млрд рублей. Финансовое состояние отдельных его «дочек» выглядит еще хуже: «Русолово» (добывает оловянные руды) в 2020 году понесло почти 109 млн рублей убытка, имея обязательств более чем на 5,5 млрд рублей. Плюс оно еще потратило 686,2 млн на покупку оловянного месторождения Пыркакайские штокверки на Чукотке (крупнейшего в России!) и хочет построить на нем ГОК стоимостью 15 млрд рублей (не считая металлургического предприятия в Хабаровском крае). У «Золота Селигдара» убыток в том же году превысил 1,5 млрд рублей, обязательства –41,3млрд рублей.

«РТ-Развитие бизнеса» тоже не шибко богатое. Заработав в 2020 году 16,3 млрд рублей чистой прибыли при обязательствах на 1,6 млрд рублей, он в октябре приступил к созданию Эльбрусского горнорудного комбината на базе Тырныазуского вольфрам-молибденового месторождения. Он обойдется в 25 млрд рублей и то если за время его строительства необходимые материалы не подорожают. Про доходы Дмитрия Доева ничего не известно, но на роль российского Уоррена Баффета он вряд ли тянет.

«Селигдар» с моей точки зрения распыляет силы. Он хочет и оловянное месторождение Пыркакайские штокверки на Чукотке разрабатывать, и оловянный комбинат в Хабаровском крае построить. В сочетании с освоением Кючуса все это может потребовать огромных средств, и я не уверен, «потянет» ли все это «Селигдара», – оценивает Игорь Петров, генеральный директор исследовательской группы «Инфомайн». – У «РТ-Развитие бизнеса» ситуация тоже неоднозначная: компания пытается возобновить добычу на Тырнаузском вольфрам-молибденовом месторождении, собирается осваивать золоторудное месторождение Гурбей в Иркутской области. Кроме того, ни «Селигдар», ни «РТ-Развитие бизнеса», по моим данным, не имеют опыта переработки упорных руд и апробированных технологий».

Лучшее решение

По его мнению, единственными в России игроками, способными эффективно извлекать золото из сложных руд являются «Полиметалл» и «Петропавловск», а они даже не заявлялись на аукцион по Кючусу. Возможно, «Белому золоту» было бы правильнее позвать кого-то из них в партнеры и разделить все риски.

«Наличие в рудах Кючуса сурьмы, мышьяка и ртути однозначно осложнит их переработку и заметно увеличит издержки по сравнению с традиционными технологиями. Тут, наверное, единственный выход – использование автоклавов. Правда, тогда соединения токсичных металлов будут попадать в отходы и надо обеспечить защиту от них якутской природы», – считает он.

С обеспечением безопасности окружающей среды вообще будет отдельная история. С одной стороны, мышьяк, сурьма и ртуть вероятно присутствуют в рудах в виде нерастворимых в воде соединений, с другой же – в процессе переработки (под влиянием агрессивных реагентов) могут «перейти» в хорошо растворимые формы, складирование которых в отвалах способно привести к их развевание ветром по округе и загрязнению почв и растений. Вряд ли якутские скотоводы могут быть рады такой перспективе.

Также они могут быть не счастливы появлению АЭС для энергоснабжения ГОКа на Кючусе. «Учитывая расположение, удаленность и неразвитость инфраструктуры, малая АЭС – это, пожалуй, лучшее решение для энергоснабжения. Эксплуатационные затраты тепловых станций на угле или дизеле будут гораздо дороже, включая проблемы с завозом топлива», – сообщил Алексей Калачев.

В тоже время местное население может не согласиться с мнением аналитика, опасаясь возможной аварии и выбросов радиоактивных веществ. И, наконец, никаких гарантий для его занятости, хотя Якутии не хватает рабочих мест, особенно, для молодежи.

Фото: Serguei Fomine / Russian Look / globallookpress.com