Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Крым

На Урале меняется климат: карта экологических конфликтов. Октябрь 2021

Редакция «ФедералПресс» / Дмитрий Шевалдин, Александр Калинин, Мария Чернышова, Елена Аталыкова, Анастасия Куликовских
Свердловская область
16 НОЯБРЯ, 2021

Октябрь этого года для регионов Урала стал жарким: пожары полыхали почти весь месяц в разных регионах УрФО. В Свердловской области горели торфяники, а на Южном Урале не заканчивается обсуждение темы с эндогенными пожарами в Копейске. Практически все регионы Большого Урала оказались заложниками птичьего гриппа и африканской чумы у свиней. Карта экологических конфликтов в уральских регионах – в спецпроекте «ФедералПресс».

Средний Урал: горящий торфяник

В Свердловской области главной темой октября стали горящие торфяники: из-за них власти не только одними из последних в стране отменили особый противопожарный режим, но и на некоторое время вводили режим ЧС в Солнечном микрорайоне Екатеринбурга. Недалеко от новостроек дымил торфяник, который тушили сотни пожарных при помощи авиалесоохраны и привезенного из Подмосковья инновационного насоса. Почти на половине территории Екатеринбурга фиксировались превышения нормативов по содержанию в воздухе пыли и угарного газа.

Между тем почти десять лет назад на Среднем Урале обсуждали проект школьника Ивана Бадьина, который запатентовал новый метод тушения торфа. Корреспонденту «ФедералПресс» удалось побеседовать с бывшим вундеркиндом, который сейчас работает айтишником в иностранной фирме. Он объяснил, что на внедрение проекта была нужна приличная сумма, но государство им не заинтересовалось.

«Это очень большие средства, и этим вопросом можно долго заниматься. А вероятность «принятия на вооружение» изобретения не 100 %. Это высокорискованное мероприятие, ларек с шаурмой выгоднее открывать», – рассказал Бадьин.

Южный Урал: угарный газ и вымирающий скот

В Челябинской области громкой темой октября стали эндогенные пожары в Копейске, которые вышли за пределы дамбы. Жители поселка Старокамышинск с этой проблемой даже обращались на прямую линию президента. После чего к ним приехала с проверкой комиссия Росимущества.

Эндогенные пожары от шламоотстойника на озере Курочкино со стороны садов находятся всего в нескольких десятков метров от домов. Еще один очаг расположен с другой стороны дамбы, ближе к озеру. Внешне это выглядит как выжженная трава и расщелины, из которых идет тепло. При этом температура горения составляет 360 градусов. Если на территорию войдут люди, они могут провалиться. А в безветренную погоду в чаше скапливается угарный газ, что крайне опасно и вредно для человека. Данный факт в ведомстве зафиксировали, дальше планируются совещания по этой теме.

Кадры с мусорного полигона в Полетаево попали в распоряжение редакции «ФедералПресс»: на видео видно, как на территории полигона навалена огромная гора мусора. Похоже, скоро Челябинску нужно будет искать новое место для свалки. «Что сейчас творится на полигоне в Полетаево – это полнейшее безобразие, нарушение всех экологических норм», – отмечает заслуженный эколог России Анна Максимова.

В другом конце области – в селе Муслюмово Кунашакского района – местные жители продолжают борьбу против местной птицефабрики, источающей зловоние. Но сейчас здесь начал вымирать скот. Коровы, попившие воды из лужи возле птицефабрики, отравились неизвестным составом, что констатировал местный ветеринар. Погибло больше десяти коров. В середине октября Челябинская прокуратура начала проверку по факту бесконтрольного слива куриного помета и жира.

Селяне не верят в решение своей экологической проблемы. Но надеются хотя бы на какую-то материальную компенсацию от птицефабрики. «Одна корова стоит порядка 50 тысяч рублей. Для местных жителей – это огромные деньги», – рассказал депутат Муслюмовского сельского поселения Данил Каримов.

Тюменская матрешка: проблемная птицефабрика и изменение климата

Вторая половина октября для жителей Тюмени и столичного района прошла в тумане. Начиная с середины октября в пригороде начали сжигать поголовье куриц и яйца с птицефабрики «Боровская», где был введен карантин из-за птичьего гриппа. В некоторых районах Тюмени люди наблюдали смог и жаловались на отчетливый запах паленой птицы, головные боли и кашель. Иначе и быть не могло, ведь 4,5 миллиона кур сжигали в кострах из старых автопокрышек и бревен.

В правительстве Тюменской области объяснили ситуацию так: сжечь надо до золы, к сожалению, ветер сменил направление в сторону города. Терпеть осталось недолго: к началу ноября биоотходы будут окончательно утилизированы. Между тем местный Роспотребнадзор констатировал превышение вредных веществ в воздухе в Восточном микрорайоне и на Войновке (хотя смог ушел уже гораздо дальше).

Еще одна экологическая проблема была зафиксирована в Тюменской области – в лесу, на окраине деревни Падерина Тюменского района, местные жители наткнулись на глубокие котлованы. Оказалось, что ночами здесь в промышленных масштабах роют песок неизвестные. Полезное ископаемое вывозят грузовиками. При этом страдает лес. Сельчане переживают, что крупномерные сосны просто погибнут через некоторое время, ведь из-за подкопов они лишились подпитки. Отметим, что лес, о котором идет речь, является частью так называемого зеленого каркаса вокруг Тюмени.

На Ямале научный центр изучения Арктики подвел итоги работы экологов летом 2021 года. «Мы фиксируем, что в нашем регионе идет активное изменение климата, как и во всей Арктике, идет разбалансировка экологической системы. В результате этих процессов активизировались экзогенные рельефообразующие процессы», – рассказал заведующий сектором охраны окружающей среды научного центра Роман Колесников.

Расширяются овраги, образуются промоины, на некоторых участках разрушаются берега. Как отметил Колесников, требуется вмешательство человека, чтобы сохранить инфраструктуру населенных пунктов. Активизируются процессы, связанные с эрозией и дефляцией – разрушение водой и выветривание. «По всем этим процессам мы разработаем природоохранные мероприятия, чтобы избежать негативного воздействия природы на жизнь человека», – добавил ученый.

Об изменениях климата говорит и тот факт, что в Куноватском заказнике впервые обнаружили гнездование крупных болотных птиц – выпи. «На этой широте ее раньше не было, она гнездилась гораздо южнее. То есть изменения в структуре животных комплексов происходят, но, может, они не такие резкие и кардинальные. Наиболее подвижные виды, например, птицы, которые могут большие расстояния преодолевать, продвигаются на Север. Это говорит о влиянии глобальных климатических изменений», – пояснила заведующая химико-аналитической лаборатории центра Анна Левых.

Не решена и проблема с загрязнением острова Вилькицкого, за которым ученые центра следят почти 4 года. Очищенная от мусора территория покрывается растительностью, но не все так гладко. «В основном убирается металлолом, а ГСМ, которые разливались военными, остаются там, они находятся в законсервированном состоянии. Но при потеплении климата возникнут условия, когда нефтепродукты могут попасть в Карское море», – сказал Колесников.

В соседней Югре в октябре местный Природнадзор выявил девять фактов сливов жидких коммунальных отходов в лесах Кондинского района. На всех нарушителей возбуждены административные дела и наказание в виде штрафных санкций: физлицам от 10 до 20 тыс. рублей, юрлицам от 100 до 300 тыс. рублей или запрет на ограничение деятельности до трех месяцев.

Зауралье: птичий грипп

Лютует птичий грипп и в Курганской области, где местный Россельхознадзор обеспокоился ситуацией с заболеваемостью домашней птицы. Нарушения в работе предприятий птицеводческого сектора региона выявлялись и выявляются систематически. Особое внимание на эту проблему обратил уральский полпред Владимир Якушев, поясняя, что история характерна и для других регионов на Урале.

По данным Россельхознадзора, вспышки африканской чумы свиней зафиксированы в Свердловской и Челябинской областях. Случаи гриппа птиц имели место в четырех регионах, за исключением Югры и Ямала. В Свердловской и Курганской областях – по одному очагу, в Челябинской – четыре, в Тюменской области – семь.

«Мы второй год живем в условиях новой коронавирусной инфекции. Бюджеты несут колоссальные расходы на здравоохранение и профилактику распространения COVID-19. В наших силах минимизировать дополнительную нагрузку на казну. Необходимо соблюдать все требования и предписания Россельхознадзора», – заключил Владимир Якушев.

Фото:ФедералПресс /Дарья Панкратова

Инфографика: ФедералПресс / Татьяна Люптак