Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

«Тотальная эвакуация»: что стоит за новой конспирологической истерией в сети

Редакция «ФедералПресс» / Антонина Тихомирова
Москва
14 ДЕКАБРЯ, 2021

Очередная волна конспирологических теорий прокатилась по социальным сетям. Главный месседж следующий: «Пока все ломают копья о запреты, противостоят QR-кодам и принуждению к вакцинации, Госдума потихоньку лоббирует античеловеческий закон об эвакуации». Формулировки в разных постах различаются, но суть именно такая – впереди резервации, лагеря и принудительная эвакуация. В преддверии рассмотрения поправок в федеральный закон о защите населения при чрезвычайных ситуациях 21 декабря «ФедералПресс» разбирался в хитросплетениях нового «мирового заговора».

Суть конспирологии

В социальных сетях прокатилась новая волна конспирологии, провоцирующей истерию среди населения. Ее суть такова – власти якобы готовят принудительный план эвакуации населения под предлогом пандемии или диверсии биотеррористов. Поводом для паники стал законопроект о чрезвычайных ситуациях, который должен быть рассмотрен 21 декабря. В сетях его окрестили «законом о тотальной эвакуации».

Впрочем, эксперты и авторы законопроекта недоумевают по поводу новой волны истерии.

«Не понимаю, почему законопроект вызвал такой живой интерес. Ничего нового в закон внесено не будет. Все пункты были и раньше. Просто не были детально прописаны некоторые вещи. Эвакуация всегда происходила при наводнениях, пожарах и прочих бедствия. Была насущная необходимость прописать действия органов власти, конкретизировать детали», – комментирует заместитель председателя комитета Государственной думы по безопасности и противодействию коррупции Эрнест Валеев.

Депутат подчеркнул, что в части внесения изменений в законопроект будут уточняться органы исполнительной власти, которые принимают решения по эвакуации. Далее они будут обязаны предоставлять все необходимые сведения в комиссию по чрезвычайным ситуациям для организации эвакуации.

«Чем более подробно прописаны действия органов власти при тех или иных ситуациях, тем меньше места остается для произвола», – резюмировал Валеев.

Откуда растут ноги?

На самом деле, почему конспирологический вброс произошел именно сейчас – непонятно. Так называемый закон о принудительной эвакуации населения (номер 1120845-7) был принят еще в июне текущего года. И вот пошла очередная «сезонная» волна. Фейки о принудительной эвакуации ходят давно, рассказал руководитель рабочей группы ОП РФ по противодействию фейкам Александр Малькевич. Перед выборами в сентябре волна прокатилась с информацией, что страну закроют на локдаун. А если не страну, то отдельные субъекты федерации, города и поселки. А людей начнут принудительно эвакуировать.

«Сила фейкометов в том, что они, к сожалению для всех нас, берут в работу реальную информацию, просто выдергивают слова и фразы из контекста. Это, кстати, как раз и говорит об их серьезной подготовке. Мы не раз доказывали, что профессионалы Центра управления созданием и распространением фейков находятся за пределами нашей страны. У них прекрасные бюджеты. Существует, кроме прочего, отдел мониторинга, который находит выигрышные формулировки и инфоповоды, которые можно извратить», – проинформировал общественник.

Александр Малькевич рассказал, что сама формулировка «закон об эвакуации» является благодатной почвой для раскачивания политической ситуации в стране. Были извлечены так называемые «зомби-фейки». Это фальшивые новости-вбросы, которые уже публиковались. Их снабдили свежим контентом и формулировкой в стиле «наши страхи и тревоги подтвердились, людей будут принудительно эвакуировать и создавать цифровые лагеря с QR-кодами». И это ложится на благодатную почву – психика у людей расшатана, все это прекрасно «заходит».

Зачем нужен закон?

О необходимости регулирования законодательства по части чрезвычайных ситуацию говорят не только эксперты и законотворцы, но и реальные случаи из жизни. Основными видами катастроф в 2020 году были техногенные, природные и биолого-социальные. На долю техногенных ЧС пришлось больше половины всех чрезвычайных ситуаций. Природных – 31,4 %, на долю биолого-социальных – чуть более 18 %. Согласно официальной статистике, число погибших в результате ЧС в прошлом году составило 326 человек, и почти все погибли при техногенных катастрофах. Общее число пострадавших от чрезвычайных ситуаций – 6 257 человек. Возможно, что немного в масштабах страны. Но только не для близких погибших и серьезно пострадавших. Вспомним этот год, тоже довольно «щедрый» на катастрофы.

В начале августа в Амурскую область циклон принес сильнейшие дожди с ураганным ветром. Регион серьезно затопило: размыло дороги и поля, разрушились огромные участки местных и федеральных трасс. Под водой оказались не менее 60 жилых домов и несколько сотен приусадебных участков. Очевидно, что жителей затопленных городов и деревень пришлось срочно эвакуировать. Спасатели МЧС постоянно сталкивались со сложностями, которые приходилось преодолевать вместо того, чтобы заниматься спасением людей. Как рассказал очевидец стихийного бедствия в Амурской области, который просил не называть себя, пожилая женщина сидела на крыше своего дома по колено в воде. С большим трудом к ней смогли приблизиться эмчеэсовцы, но… старушка отказалась спасаться. Аргумент: «Вода спадет, все из дома утащат. Буду охранять скарб». Больше в такой ситуации сотрудники службы спасения сделать ничего не могут. В том числе подобные этому случаи и должны быть скорректированы поправками к ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева