Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Крым

Две беды: почему жители городов и сел самостоятельно ремонтируют дороги

Редакция «ФедералПресс» / Валерия Тржецяк
Нижегородская область
7 ДЕКАБРЯ, 2021

ПРИВОЛЖЬЕ, 7 декабря, ФедералПресс. С одной из российских бед, известных по полушутливой поговорке, старается справиться не только государство, но и сами граждане. Разрушенные и плохо отремонтированные дороги можно встретить по всей стране: где-то ими занимаются власти, а в некоторых случаях активизируют силы и местные добровольцы.

Удмуртия

В небольшом городе Глазов в Удмуртии, пишет Lenta, сотрудники скорой помощи самостоятельно отремонтировали дорогу около подстанции СМП №1 по улице Буденного, по которой их машинам приходилось часто ездить. По словам работников, дорогу не ремонтировали с 2000 года, а власти не прислушивались к проблеме, в то время как глубокие ямы слоздавали постоянные угрозы для пациентов, которых перевозили в транспорте СМП.

В какой-то момент медики устали ждать помощи от властей и решили все самостоятельно: в нерабочее время они взяли у строителей, латавших дорогу неподалеку, несколько кусков свежего асфальта и укрыли ими ямы, в которые постоянно попадали машины.

Руководство станции медицинской помощи инициативу не одобрило. Администрация потребовала от работников написать объяснительные, на каком основании они использовали асфальт, принадлежащий муниципалитету и почему перевозили его на служебной машине. Теперь всем причастным грозят дисциплинарные взыскания.

Башкирия

В Залаирском районе республики по дороге Нимагатово-Шанск совсем недавно было невозможно, по словам местных жителей, не только проехать, но и пройти: об этом писало издание utv.ru.44 километра дороги были самым коротким путем, по которому можно добраться от небольших сел до Баймака, Сибая и Магнитогорска. Основная проблема заключалась в том, что ключевые точки инфраструктуры типа супермаркетов, школ и больниц находились именно в этих городах, и сельчане добирались до них с большим трудом.

Более того, и горожане зачастую не могли добраться до поселков, в которых живут их престарелые родственники.

Саму дорогу, по словам жителей, некогда строил Леспромхоз для перевозки дерева, а после того, как производство ликвидировали, трасса осталась бесхозной и более администрация участия в ее содержании и ремонте не принимала. Жители неоднократно обращались с проблемой к властям, однако ответы и последующее бездействие их не удовлетворили. Например, в одном из писем, по словам одной из авторов обращений, администрация заявила, что на строительство новой дороги требуется более 2,6 миллиардов рублей.

В какой-то момент сельчане и горожане общими силами собрали около 320 тысяч рублей и решили действовать самостоятельно. К сборам в какой-то момент присоединились и местные бизнесмены, заинтересованные в хорошем качестве дорог. Летом за 4 дня все 44 километра успешно отремонтировали, более того, спустя пару месяцев по ней снова прощелся грейдер.

Во время ремонта, рассказывали жители, местная администрация пусть и не принимала участие, но и не препятствовала инициативе. Однако после завершения всех работ к властям все-таки снова обратились, и на этот раз уже с вопросом, есть ли у них возможность поддерживать дорогу в должном состоянии.

Однако администрация Зилаирского района пока не готова отвечать за новый участок трассы: только в будущем году, сообщают добровольцы, чиновники пообещали найти финансирование в рамках адресной инвестиционной программы. До этого момента, видимо, за сохранность и качество отремонтированной дороги все так же придется следить местным жителям.

Марий Эл

В городе Волжск на улице 3-ей Лесной дорога постоянно уходила под воду даже после небольшого дождя: это вызывало проблемы как у местных водителей, так и у машин скорой помощи, когда приходилось подъезжать вплотную к домам пациентов.

Ситуация, как рассказывала Pravdapfo, мало чем отличалась от предыдущих: по словам местных жителей, их неоднократные просьбы и жалобы в администрацию города были проигнорированы. В какой-то момент они собрали собственную инициативную группу и решили действовать самостоятельно. Мужчины вырыли канаву, по которой спустили копящуюся на дороге воду, а затем приступили к ремонту, купив необходимые материалы и оборудование на деньги, собранные у добровольцев.

После успешного завершения работ на участок прибыли чиновники, как говорят жители, начали угрожать им административными делами. История Волжска, впрочем, завершилась менее печально: в какой-то момент о ситуации узнал депутат Госдумы Сергей Казанков.

«И.о. мэра города Веселов, теперь уже бывший, потребовал зарыть канаву, запретил дальнейшее обустройство дороги, мотивировав тем, что право на эти действия у горожан отсутствует. В результате, власти и сами ничего не сделали, и людям не дали возможности самостоятельно решить проблему. Конечно, эти работы – обязанность местных властей. Поэтому я требую исполнения того, что они должны делать, и за что получают зарплату», – заявил изданию PravdaPfo представитель фракции КПРФ.

Пермский край

Несколько лет назад в деревне Пруддор, расположенной в 250 километрах от Перми, по местным дорогам было проехать практически невозможно, рассказывали жители. Бывший шахтер, 70-летний Василий Ярков, жаловался, что дойти от его дома до асфальтированных участков дороги было крайне тяжело: более того, именно по этой дороге он был вынужден ежедневно ездить в местную больницу на уколы.

Пенсионер собирал подписи местных жителей и обратился в администрацию поселка: спустя какое-то время ремонт действительно провели, однако на другом участке дороги. Об этом рассказывали KP.ru.

В какой-то момент пенсионер приступил к ремонту дороги самостоятельно: он положил в глубокие выбоины листы горбыля, чтобы машины перестали вязнуть в грязи. Однако почти сразу после такого косметического ремонта к Яркову приехали сотрудники правоохранительных органов.

«Создал помехи в дорожном движении путем загрязнения дорожного покрытия», – сообщается в постановлении об административном правонарушении. В итоге Яркову выписали штраф в пять тысяч рублей.

Что делать?

Статьи «за самовольный ремонт дорог» в российском законодательстве пока не существует. Однако же подобная инициатива без соответствующих согласования с уполномоченными государственными органами и органами местного самоуправления все равно не допускается и, как видно из предыдущих историй, вполне может грозить штрафами.

Например, если речь идет о ремонте поселковой дороги, то возможно привлечение к ответственности в соответствии со статье 8.6 КОАП РФ (порча земель). Это влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 тысяч до 5 тысяч рублей; на должностных лиц – от 10 тысяч до 30 тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 20 до 40 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц – от 40 до 80 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Есть только одно небольшое исключение. Если дорога относится к придомовой территории, ее можно отремонтировать за свой счет, однако и здесь придется соблюдать ряд важных условий. Например, дорога должна соответствовать всем стандартам и требованиям, которые предъявляются российскими нормативно-правовыми актами.

Согласно им, для начала необходимо вызвать на место будущих работ независимого эксперта. Он должен будет оценить нынешнее качество дороги и оценить предположительную стоимость, которую придется заплатить за ремонт. После ремонта эксперт снова должен будет приехать, чтобы проконтролировать работу и вынести свой вердикт: можно принимать подобную работу или необходимо что-то исправить.

В документации приемки должно быть четко указано, что все характеристики покрытия соответствуют ГОСТам и СНиПам.

Напомним, ранее ФедералПресс писал, что на участке будущей трассы Казань – Екатеринбург убрали пробки.

Фото: Jens Büttner / Globall Look Press / Globallookpress.com