Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Крым

Как государство сдерживает цены на еду и бензин: меры поддержки экономики

Редакция «ФедералПресс» / Юлия Литвиненко
Москва
29 АПРЕЛЯ, 2022

После начала спецоперации в России случилось невероятное: снизились цены на бензин. Это произошло в марте, позже цены все же чуть подросли. Но даже с учетом увеличения стоимость топлива гораздо ниже, чем на Западе. Сейчас правительство реализует меры, которые позволят и дальше сдерживать цены на бензин. Это только одна из мер, необходимых, чтобы удержать стабильность российской экономики в условиях санкций. Что еще делает государство, узнал «ФедералПресс».

В начале марта цены на автомобильный бензин снизились в 26 регионах страны. Больше всего топливо подешевело в Ямало-Ненецком автономном округе – на 1,4 %. На тот момент Аи-92 в регионе стоил в среднем 47,99 рубля за литр, Аи-95 — 50,09 рубля за литр. Сейчас цены немного увеличились, но не так кардинально, как можно было бы предположить: топливные цены всегда бурно растут весной и на плохих новостях. Но не в этом году. Например, дизтопливо в России дешевле, чем в других странах: государство очень гибко подошло к «бензиновому» ценообразованию. И это только один шаг для стабилизации экономики, для того, чтобы в магазинах продолжали продаваться привычные импортные товары, поставки которых затруднены из-за нарушения логистических цепочек или ухода компаний из России.

Как насытить магазины продуктами и вещами

Первой мерой, которая стабилизирует экономику, безусловно, стало разрешение параллельного импорта. Если говорить простым языком, то теперь в страну разрешен ввоз товаров, на которых нанесен какой-либо товарный знак, без разрешения правообладателя этого товарного знака – то есть «параллельно» «официальному» импорту таких товаров через дилеров, уполномоченных правообладателем. Разрешено ввозить более 50 групп товаров: это готовая потребительская продукция плюс комплектующие для автомобилей, а также текстиль, кожаные изделия, одежда, мех, парфюмерия, оборудование и механические устройства, телефоны, компьютеры и ТВ-аппаратура, транспорт. Причем, министерство использовало комбинированный подход: в некоторых отраслях Минпромторг допустил к параллельному импорту всю категорию товаров, а в других лишь отдельные бренды. Всего же категорий около 200. Эта цифра не окончательна.

«Это документ, который станет как расширяться, так и, возможно, наоборот, сужаться с точки зрения позиций. Если производители будут оставаться, если поставщики продукции по импорту сохранят свою логистику и продолжат поставлять свою продукцию на российский рынок, то мы заинтересованы в том, чтобы их продукция, бренды не входили в перечень нашего приказа», – заявил глава Минпромторга Денис Мантуров.

Чтобы в магазинах были не только вещи, но и продукты, запущена программа поддержки предприятий, которые работают в сельском хозяйстве. Например, фермеры могут запустить свое производство по программе «Агростартап». По ней можно получить от государства деньги в виде гранта. Сельхозкомпаниям и коооперативам предоставляются, кроме грантов, инвестиционные кредиты по совместной программе Минсельхоза и Корпорации МСП. Работает программа «Фермерский островок» Корпорации МСП, с помощью которой фермерские хозяйства могут создать кооперацию с торговыми сетями. То есть теперь фермерским продуктам легче попасть в магазины. И это не просто слова или истории давнего будущего: по программе льготного кредитования промышленности и торговли на сегодняшний день уже подписаны кредитные соглашения на общую сумму около 600 миллиардов рублей. Только по состоянию на конец прошлой недели почти 150 миллиардов рублей уже получены заемщиками. Для предприятий АПК одобрены соглашения на сумму 75 миллиардов рублей, 30 миллиардов из которых выданы.

Бензин всему голова

Главная мера поддержки российской экономики: нефтяники должны будут продавать больше топлива на биржевых торгах. Теперь минимальная доля продажи от общего объема производства составит 12 % для бензина и 8,5 % для дизеля вместо существующих 11 % и 7 %.

По сути, это не просто снижение одних процентов и увеличение других. Это системные изменения рынка, ведь существующий механизм изобрели во времена, когда отечественный топливный рынок был интегрирован в мировой, а расчеты привязаны к экспортному паритету.

В новых экономических условиях ситуация должна в корне поменяться.

«Цена в России должна быть оторвана от мирового ценообразования и устанавливаться, исходя из потребностей развития внутреннего рынка», – считает экономист Андрей Бунич.

По его словам, бензин подешевел, потому что его производители в РФ «осознали невозможность дорогой продажи за границу и уменьшили цены на внутреннем рынке».

Принятая правительством мера позволяет независимым АЗС покупать топливо по рыночным ценам, а потом продавать его по реальной цене. И сейчас, когда цены на горючее растут в большинстве стран, именно такие меры приводят к тому, что в России сдерживается рост цен на бензин.

Таким образом, российское правительство поставило себе целью обеспечить стабильность экономики в наше непростое время. И меры эти работают на главную цель: нам, потребителям, необходимы новые импортные и российские товары по вменяемым ценам.

Фото:РИА Новости/ Максим Богодвид