Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Крым

От новой «Лады» до вечной «буханки»: 8 авто, которые могут производить в России

Редакция «ФедералПресс» / Владимир Яковлев
Москва
16 ИЮНЯ, 2022

Государство должно взять на себя риски бизнеса по реализации товаров, обеспечить спрос – например, можно пересадить чиновников на «Лады», заявил министр финансов РФ Антон Силуанов в первый день Петербургского экономического форума. Как раз на днях АвтоВАЗ объявил о начале производства «антикризисной» Lada Granta без ряда опций. ФедералПресс решил выяснить, выпуск каких еще авто может быть организован в России без участия ушедших из страны иностранных концернов.

«Антикризисная» Granta

Новость о старте производства Lada Granta в облегченной комплектации Classic'22 с заводской ценой 675 900 рублей вызвала большой интерес у российских автомобилистов. Напомним, ранее правительство утвердило техрегламент, согласно которому в легковых автомобилях можно использовать двигатель пониженного экокласса и не ставить ранее обязательное оборудование.

Самыми заметными утратами «Гранты» стали: ABS, подушки безопасности, кондиционер, системы экстренного торможения и антипробуксовки, охранная система и иммобилайзер, модуль «ЭРА-ГЛОНАСС» и др. Новая «Гранта» получила, по предварительным данным, движок класса «Евро-2».

Но будет ли спрос на такую машину?

«Я не думаю, что «Гранта» будет иметь спрос в больших городах, а в регионах – вполне», – говорит автоэксперт Игорь Моржаретто.

А главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков полагает, что машины в принципе будут становиться все менее доступными.

«Человек, который дотягивался, условно, до «Ауди», будет пытаться дотянуться до «Фольксвагена»; если дотягивался до «Хендэ», то, возможно, следующий для него новый автомобиль – китайский. Кто дотягивался до «Гранты», сегодня до нее тоже не дотягивается», – сказал он «ФедералПресс».

В пользу новой модели АвтоВАЗа говорит ее цена, ведь, по оценке Кадакова, самый доступный новый автомобиль сейчас не может стоить меньше 1 млн рублей.

«Самые дешевые китайские машины на рынке сейчас стоят 1,5 миллиона рублей, а то и два, если машина хоть что-то собой представляет», – считает главред «За рулем».

АвтоВАЗ: «Гранта-22», две «Нивы», «Ларгус» и «Веста»

«ФедералПресс» решил выяснить, какие еще модели может поставить на конвейер АвтоВАЗ, и не только он. Игорь Моржаретто отмечает, что упростить можно лишь автомобиль, который в свое время уже был достаточно простым, но и в этом случае нужно проделать серьезную работу.

«Машина без ABS в техническом плане отличается. Как минимум надо брать где-то сигнал скорости движения: на машинах с ABS он берется с датчиков колесных этих, зубчатых роторов. По старинке его берут из коробки передач, но это тоже нужно сделать. Нужно поставить регулятор тормозных сил, поскольку электронного распределения тормозных усилий уже нет, нужен механический «колдун», который связан с задней подвеской, и так далее», – говорит Кадаков.

АвтоВАЗ за неимением комплектующих, которые пока еще едут, как минимум до июля не будет выпускать полноценные модели, утверждает Моржаретто.

«Но, во-первых, есть лютый дефицит машин, а во-вторых, надо занять людей, которые хотят работать. Поэтому речь идет о моделях, которые можно запустить в ближайшее время. Это две «Нивы»: Niva Legend или ВАЗ-2121, старая классическая трехдверка (вот ее можно вернуть в «Евро-2» и убрать из нее ABS), или же пятидверная Niva Travel, там тоже можно вернуть машину в первозданное состояние», – говорит эксперт.

Перечисление продолжает Максим Кадаков.

«Будут предприняты все усилия к тому, чтобы поставить «Ларгус», поскольку эта машина вне конкуренции в своей нише, и вряд ли у нее появится конкурент, исходя из потребительских качеств и цены. Это малый бизнес, многодетные семьи, у которых бюджет невеликий, какие-то корпоративные варианты, развозные автомобили, грузопассажирские и т.д.», – считает он.

Также с точки зрения престижа и маржи нужно ставить на конвейер в Ижевске «Весту». Но с ней все очень сложно, говорит Кадаков. По его словам, выпуск «Весты» может быть налажен «в лучшем случае, в конце лета, а то и позже».

С «Вестой» вопрос открытый, подтверждает Моржаретто, ведь ее упрощенный вариант будет стоить даже больше, нем стандартный. Он считает, что в случае возобновления производство «Весты» могут перевести из Ижевска в Тольятти, сократив затраты на логистику.

«А вот с «Ларгусом» сказали, что даже не будут упрощать, потому что платформа B0 этого не предусматривает, и там ждут из Китая комплектующих», – указывает автоэксперт.

УАЗ: «Патриот», «Хантер» и вечная «буханка»

Главным хитом ульяновского автозавода сегодня является модель «Патриот». Игорь Моржаретто напоминает, что упрощенный «Патриот» и родственный ему «Хантер» будут выпускать с июля.

«Патриот» можно поставить на конвейер, и поставят. Но вопрос опять в скорости решения проблем и нахождения комплектующих. Потому что коробка передач у него – корейская, раздаточная коробка – корейская, есть другие покупные узлы», – высказывает сомнения Кадаков.

Настоящую славу УАЗу принесла легендарная «буханка» – модель УАЗ-452/3741 и ее модификации. И хотя, по словам Моржаретто, сегодня завод производит в пределах 10 тысяч «буханок» в год, спрос на нее все же остается, особенно в дальних регионах, где авто используют как школьные автобусы, санитарные машины и др. Но даже этой полноприводной советской легенде придется искать замену некоторым деталям или отказываться от функций.

«У «буханки» ведь тоже, как ни странно, были импортные комплектующие. Например, блок управления двигателем, насколько я помню, румынский, еще какие-то мелкие, но важные узлы», – отмечает Кадаков.

Найти замену автомобилю-ветерану сегодня практически невозможно.

«Но есть тот же ГАЗ со своим «Соболем». Если получится полноприводный «Соболь» по адекватной цене, то, наверное, «буханке» не так долго жить. Но ей уже предвещали смерть, когда появился «Соболь», но не умерла «буханка», – говорит главред журнала.

«Москвич» станет «китайцем»?

После исхода из России французского «Рено» его московский завод перешел в руки столичного правительства, и мэр Собянин объявил, что здесь возобновится производство автомобилей «Москвич». Но своей машины у завода нет, собственного проекта тоже. А значит, надо искать готовую модель под существующее производство, ведь покупать дорогое оборудование под другую машину никто не будет.

«А оставшееся от «Рено» оборудование не годится для выпуска других моделей, только автомобили «Рено» платформы B0», – говорит Моржаретто.

По его мнению, возможен только один вариант – выпуск машин с платформой B0 методом крупноузловой сборки. Можно с большой вероятностью сказать, что это будет китайский автомобиль: в правительстве Москвы не скрывают, что переговоры идут с 3-4 китайскими компаниями.

«О больших тиражах речи нет, назывались цифры 30-40 тысяч автомобилей в год. У московского правительства есть проблема, которую надо решать – обновление парка такси и каршеринга. И есть большая вероятность того, что машины будут производить в первую очередь, чтобы закрыть эту проблему, и, возможно, там сразу будет крупный городской заказ», –сказал Моржаретто.

Кадаков же полагает, что с «Москвичом» могут быть «самые разные, совершенно неожиданные» ходы. Можно действительно собирать машины по SKD-технологии – это проще всего, но в теории можно построить полноценное производство со штамповкой, окраской и т.д. В любом случае, массовый «китайский» «Москвич» должен стоить дешевле настоящих «корейцев» и «китайцев» – иного потенциальный потребитель просто не поймет.

Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин, Елена Майорова