Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Крым

Что потеряет Нижний Новгород от ухода Coca-Cola в Москву: завод продадут, работников сократят?

Редакция «ФедералПресс» / Александра Закирова
Нижегородская область
2 АВГУСТА, 2022

В июне на фоне СВО Coca-Cola заявила об уходе из России. Дистрибьютер компании сообщил, что больше не будет производить и продавать напитки бренда в стране. Однако заводы продолжали работать. Сейчас же российское представительство Coca-Cola сменило название и юридический адрес: если раньше головная компания находилась в Нижнем Новгороде, то сейчас она находится в Москве. Как от этого может пострадать нижегородский бюджет и что будет с брендом «Coca-Cola» в России – в материале «ФедералПресс».

Как мировой бренд работает в России

В России Coca-Cola разделена на три отдельных компании: ООО «Кока-Кола Софт Дринк Консалтинг» отвечает за развитие брендов и маркетинг, АО «Мултон» отвечает в Coca-Cola в России за соковое направление. Третья компания, ООО «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия», была официальным представителем бренда – и вот она-то и была зарегистрирована в Нижнем Новгороде. Фирма входила в состав Coca-Cola Hellenic Bottling Company AG, одного из крупнейших в мире производителей под товарными знаками The Coca-Cola Company. «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия» изготовляла напитки и доставляла их потребителям, что давало области большой денежный плюс в виде налогов.

Кроме того, компания обеспечивала работой множество нижегородцев – в Нижнем Новгороде находится огромный завод по производству напитков. Из-за намерений бренда уйти из России судьба предприятия оставалась неизвестной. В марте появилась информация о том, что здание завода выставлено на продажу за 600 млн рублей, но компания заявила, что продолжит работать в прежнем режиме. Так и получилось: завод работал, даже успел получить штраф в 310 тысяч от нижегородской инспекции труда. В представительстве Coca-Cola нам рассказали, что деятельность продолжается и по сей день, люди ходят на работу, «все остается в прежнем режиме».

Последние 10 лет «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия» была в числе главных налогоплательщиков региона, временами по выплатам обходя даже ПАО «ГАЗ». Например, по итогам 2011 года компания оказалась третьим крупнейшим налогоплательщиком области, заплатив в бюджетную систему РФ 2,6 млрд рублей. Организация сохраняла лидирующие позиции по налогам вплоть до 2021 года, но сейчас, судя по всему, все может измениться.

Выручка «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия» за 2021 год составила 94 млрд рублей. С такой суммы платят и внушительные налоги. Основной уплачиваемый компаниями налог, который пополняет бюджеты регионов, — налог на прибыль организаций. Ставка по нему составляет 20 %. Из них 3 % идут в федеральный бюджет, а 17 % – в региональный. В 2021 году налог на прибыль компании «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия» составил почти 2 миллиарда рублей. Если бы у компании не было филиалов, то она заплатила бы «по месту прописки», то есть Нижнему Новгороду, почти 1,7 млрд рублей. Но на практике это не так. У российской «Колы» есть «дочки», и налоги, поступающие в региональные бюджеты, они платят вместе.

Также Coca Cola сообщала, что уход из России снизит показатели выручки и операционной прибыли компании на 1–2 % за год. Мировой бренд входил в топ-30 крупнейших рекламодателей России, в 2021 г. компания потратила на рекламу почти 3,4 млрд рублей.

«Юридическое бегство» Coca-Cola

29 июля юридическое лицо российского подразделения The Coca-Cola изменило свое название, теперь оно называется ООО «Мултон Партнерс». Генеральным директором компании остается Александр Ружевич, возглавлявший Coca-Cola HBC Россия с 2018 г. Также компания решила изменить свой юридический адрес, перенеся его из Нижнего Новгорода в Москву.

Зачем же потребовался этот «юридический переезд»? Глава Федерации рестораторов и отельеров Нижегородской области, бывший депутат Гордумы Александр Котюсов предполагает, что бренд могли просто перепродать.

«Поскольку Coca-Cola ушла с российского рынка, как и все компании, которые хотят хоть как-то остаться в России, она должна поменять название. Что они и сделали. А юридический адрес мог измениться из-за того, что компанию продали. Новый собственник находится в Москве, поэтому и юридический адрес теперь московский», – предполагает эксперт.

Однако с юридической стороны дела пока обстоят иначе: по данным из ЕГРЮЛ, учредители остались прежними. Юрист Микаил Камилов считает, что Coca-Cola могла негласно потребовать, чтобы бренд перестал появляться на полках российских магазинов. Из-за этого могло поменяться название организации.

«Адрес регистрации организации может быть сменен для удобства, чтобы все бухгалтеры, юристы находились в одном офисе, а не на территории нескольких субъектов. Это будет минусом для Нижегородской области, так как если на организацию работали штатные сотрудники, то, скорее всего, их сократят», – считает Микаил Камилов.

Не вполне понятно, коснется ли при таком исходе дела это сокращение рабочих на производстве. Да и вообще, останется ли напиток в России после таких юридических изменений как таковой, пусть и с другими владельцами? Александр Котюсов считает, что это вполне возможно, вот только непонятно, с тем ли оригинальным вкусом. Ведь, как известно, в составе кока-колы есть секретный ингредиент – и непонятно, раскроют ли тайну новому владельцу или нет.

Что будет дальше?

Сейчас многие компании вынуждены уйти из России, к этому их принуждает западное руководство. Мировые бренды распродают свой бизнес не по рыночной стоимости, а по огромным скидкам просто для того, чтобы соблюсти обязательства по выплате зарплат, аренде, договорам. По российскому законодательству, компания не может уйти просто так, они должны выплатить все, что должны. А так как работать на территории России они больше не могут, им только остается продать это все, порой за бесценок.

Начиная с марта и до конца июля, на тематических нижегородских сайтах о продаже недвижимости регулярно обновлялись объявления о продаже «производственных помещений на Баумана, 66» (это адрес завода) с ценой в 600 миллионов рублей. Однако сейчас все эти объявления сняты: завод то ли нашел своего покупателя, то ли владельцы раздумали его продавать. Учитывая смену юридического лица и общие тенденции рынка, первое представляется более вероятным.

Дальнейшую ситуацию могла бы прояснить сама компания, но она пока не ответила на запрос «Федерал Пресс».

Фото: РИА Новости / Алексей Даничев, РИА Новости / Артем Житенев, РИА Новости / Кирилл Каллиников