Редакция «ФедералПресс» / Александра Сергеева
Свердловская область
30 СЕНТЯБРЯ, 2024
30 сентября 1973 года под Свердловском произошла одна из крупнейших авиакатастроф Урала. Пассажирский самолет, следовавший из аэропорта Кольцово, разбился через несколько минут после взлета. Трагедия унесла жизни 108 человек, в числе которых было 8 детей. Хронологию событий рокового полета подробнее читайте на «ФедералПресс».
Экипаж выполнял рейс № 3932 Свердловск – Владивосток (с запланированными посадками в Омске, Новосибирске, Чите и Хабаровске). На борту лайнера находились 92 взрослых пассажира, 8 детей и 8 членов экипажа. Первые проблемы начались еще на земле – полет задержали на 50 минут. Экипаж почти час ожидал разрешения на запуск двигателей из-за поздней загрузки самолета и работ по осушению взлетно-посадочной полосы.
Только лишь в 20:33 по местному времени экипаж доложил о взлете с ВПП. В ответ на это диспетчер дал условия выхода на из зоны аэропорта: левым разворотом с набором высоты 1500 метров на Тахталым – станцию в Кунашакском районе Челябинской области.
За набором высоты Ту-104Б по радиолокатору наблюдал диспетчер. Самолет уже прошел точку вывода из разворота для следования на Тахталым, однако продолжал совершать левый разворот. К тому моменту он был на высоте 1200 метров и летел со скоростью 625 км/ч с левым креном 20–25°. Это смутило диспетчера. И он внес уточнение:
«Вы на Артемовский пошли, да?»
На этот вопрос он уже не получил ответа и продолжал наблюдать за судьбой лайнера. За 8 секунд крен самолета достиг 75–80°, что привело к падению подъемной силы.
Борт устремился к земле с вертикальной скоростью 75 м/с. Экипаж попытался прекратить его падение взятием штурвалов на себя, это вызвало трехкратную перегрузку. Снизить скорость тоже не получилось. И в 18:37 летящий по курсу 242° Ту-104 под углом 18–20° и с левым креном 55–60° на скорости 800 км/ч врезался в землю и взорвался.
На момент авиакатастрофы лайнер имел 20 582 часа налета и 9412 посадок.
Гул самолета, следовавшего рейсом № 3932 Свердловск – Владивосток, напугал жителей ближайшего поселка. Сначала все вокруг озарило яркой вспышкой, а затем загорелся лес. Очевидцы вспоминают: к месту крушения самолета бросились дети и взрослые. Примерно в 300 метрах от поселка перед ними открылась ужасающая картина: повсюду были разбросаны обломки самолета и части тел.
Место падения судна находилось примерно в 10 км от взлетно-посадочной полосы. Территория вокруг оказалась сильно заболоченной. Пожарные, которые прибыли первыми, вспоминают, что им сразу сказали искать черный ящик. Надежды на выживших в этой трагедии не было.
Уже позже комиссия в отчете укажет, что катастрофа произошла из-за неправильной индикации основных авиагоризонтов и курсовой системы пространственного положения самолета.
Ту-104Б стал одним из самых долгожданных самолетов послевоенного времени. При разработке судна за основу был взят реактивный бомбардировщик Ту-16. Активно летать Ту-104 стал в 1959 году, но каждый полет буквально добавлял пару седых волос разработчикам и наземным службам.
Главной проблемой была слишком высокая скорость посадки на ВПП. Вместо положенных 225 км/ч экипаж заходил на посадку со скоростью примерно 300 километров в час. По этой причине ТУ-104 часто выезжал за пределы взлетно-посадочной полосы и получил прозвище «бешеная птица».
Второе прозвище, «самолет-убийца», закрепилось за Ту-104 после авиакатастрофы в марте 1961 года. Лайнер вылетал из Кольцово. Через несколько минут у судна отказали оба двигателя. Самолет приземлился на замерзший Нижне-Исетский пруд и врезался в дом отдыха. Погибли семь человек.
После тех событий реактивный пассажирский лайнер наводил ужас на летный состав отечественных авиакомпаний. В 1960 году производство самолета было прекращено. Однако машины продолжали эксплуатировать еще почти 20 лет. Из 200 построенных самолетов разбились 37 (высокий показатель для гражданской авиации) – в общей сложности в этих катастрофах погибло 1137 человек.
Рекомендуем также прочитать материал «ФедералПресс» о том, как 28 лет назад российский Ту-154 разбился на острове Шпицберген.
Фото: ФедералПресс / Елена Мицих, Екатерина Лазарева, Полина Зиновьева