Редакция «ФедералПресс» / Александр Калинин
Свердловская область
1 НОЯБРЯ, 2024
Свердловские ритейлеры изучают вкусы зумеров – поколения россиян, которым сейчас от 18 до 25 лет. Их затраты за последние три года выросли втрое: молодежь уже зарабатывает сама и может задавать тренды магазинам. О том, что выбирают зумеры, чем они отличаются от вступивших в пору зрелости миллениалов и как на новые веяния будут реагировать магазины, – в материале «ФедералПресс».
Как рассказал директор группы управления проектами компании «ГфК-Русь» Алексей Горбатенко на форуме Interfood Ural, зумеры (сам Горбатенко предпочитает термин «айбрейны») пока тратят немного относительно других возрастных групп. Это связано с тем, что их самих из-за снижения рождаемости довольно мало. Но по мере ухода старших поколений – тех, кому сейчас за 55, – они превратятся в одну из наиболее влиятельных категорий потребителей. К тому же именно зумеры больше всех тратят на удовлетворение так называемых дополнительных потребностей: покупку одежды, обуви, косметики, спортивных товаров. Например, у «бумеров» (55–68 лет) на это уходит всего 14 % общих расходов, тогда как у зумеров – 25 %.
В то же время «айбрейны» уже сейчас начинают обзаводиться собственными семьями и жильем. Это означает, что их вкусы нужно учитывать не только производителям снеков, вейпов и модных кроссовок, но и тем, кто выпускает подгузники, детское питание, отбеливатели или наполнители для лотков.
Уже сейчас можно сказать, что для «поколения Z» характерен гедонизм и стремление получить эмоциональную подпитку за счет покупок. В отличие от миллениалов в их возрасте, более молодые россияне не стремятся рано взрослеть.
«Для миллениалов, когда они социализировались, очень важно было казаться взрослыми. Дети готовы были курить горький табак, пить «невкусное» пиво. У современного поколения нет ценности показаться взрослыми. Если что-то невкусно, то они этого есть не будут. «Айбрейны» хотят получать удовольствие. Если это алкоголь, то вкусный коктейль, если курение – то системы нагревания табака с каким-то вкусом. Им не хочется быть такими, как миллениалы, им хочется быть самими собой», – заявил Горбатенко.
Зумеры уделяют больше внимания своему здоровью и внешнему виду, часто покупают фрукты и овощи. Если миллениалы предпочитают баловать себя свининой, то «айбрейн» скорее выберет курицу. Впрочем, уход в «хардкорный» ЗОЖ для них не характерен: многие из них любят электронные сигареты, готовую еду, энергетики и особенно сладости. Несмотря на политические и экономические катаклизмы, молодежь продолжает поддерживать экологическую и социальную повестку, которую «впитала с молоком матери». Так, для многих зумеров важно, чтобы магазин сокращал использование пластика.
Шансом для многих российских производителей может стать уход западных брендов, к которым зумеры, да и миллениалы, привыкли с детства. Беседуя с корреспондентом «ФедералПресс», Горбатенко отметил, что трендом во всем мире после пандемии коронавируса стала деглобализация, а в России она проходит особенно остро. Впрочем, молодежь не готова набрасываться на патриотические бренды.
«Водка «Я русский» – это точно не продукт для зумеров», – сказал аналитик.
У российских компаний есть шансы привлечь покупателей из «поколения Z», но для этого придется завоевать их доверие, прогнозирует Горбатенко.
«Например, они купят то, что рекомендует блогер с узкой аудиторией, которому они доверяют, как собственному другу», – привел он пример.
Свердловские ритейлеры подтверждают многие наблюдения федерального исследователя. Так, коммерческий директор «Жизньмарта» Ирина Сидранская отметила, что покупатели сейчас готовы углубляться в состав продуктов и проверяют, откуда происходит сырье.
«Если пару лет назад были привлекательны яркие продукты с красителями, то сейчас даже натуральный краситель, выглядящий слишком ярко, – это «ред флаг» для потребителя. Они думают, что добавлено что-то химозное, и не хотят это покупать. Поэтому уже не первый год идет тренд на то, чтобы продукт и внешне выглядел натуральным», – сказала она.
Подтверждают уральские ритейлеры и то, что молодые покупатели предпочитают яркие и нестандартные вкусы – в том числе с восточным и прочим экзотическим влиянием. Зумеры не только путешествуют, но и читают о необычных кухнях в Сети, пояснила Сидранская.
Замминистра АПК Свердловской области Светлана Островская согласилась с тем, что новые тренды будут сказываться на продовольственном рынке Свердловской области.
«Перспективы у нас: яркость вкуса и много здоровой еды в магазинах. И кондитерская фабрика у нас не остановится», – подытожила чиновница.
Фото: ФедералПресс / Александр Калинин