Редакция «ФедералПресс» / Оксана Иванова
Ханты-Мансийский автономный округ
4 НОЯБРЯ, 2025
День народного единства – прекрасный повод вспомнить о богатом культурном наследии коренных народов России. Ханты и манси, обские угры, населяющие Урал, Югру и ЯНАО, сумели сохранить уникальные традиции, верования и особенности быта, несмотря на суровые условия Севера. От древних языческих обрядов до самобытной кухни – погрузимся в мир этих удивительных народов в материале «ФедералПресс».
В 2025 году в единый государственный перечень КМН входят 47 коренных народов, численность которых не превышает 50 тыс. человек. На сегодняшний день в России проживает около 30 тысяч хантов и 15 тысяч манси, основная часть которых сосредоточена в Югре и ЯНАО. Ханты и манси – родственные сибирские народы, чья история уходит корнями в глубокую древность. Их предки, смешавшись с угорскими и древними уральскими племенами и поселившись на склонах Уральских гор, сформировали уникальную культуру.
Духовный мир обских угров был многогранным. Распространена была вера в три сферы мироздания: верхнюю, где правил бог Торум, среднюю – обитель людей, зверей и духов, и нижнюю – царство мертвых и злых сил. Существовала и горизонтальная картина мира, связывающая верхний мир с верховьями реки Обь, нижний – с ее низовьями, а средний – с землей.
Даже начавшаяся в XVII веке христианизация не смогла полностью вытеснить языческие верования. В каждой семье хантов и манси, помимо православных икон, можно найти отголоски древних культов: Николай Чудотворец часто ассоциируется у них с богом Торумом, а Богородица – с богиней земли Калтащ эква.
«По представлениям манси, окружающий мир и существующий в нем порядок были не вечны и тоже имели свою историю. Объяснение того, как возник мир и что он собой представляет, находим в мифах о сотворении Земли, которые занимают особое место в духовном наследии народа. Это точка отсчета, абсолютный нуль, начало начал. Мифы и предания передавались из поколения в поколение, и тем самым передавались знания людей об окружающем мире и опыт, приобретенный ими за длительную историю», – делится этнограф, доцент Югорского государственного университета, кандидат исторических наук Татьяна Молданова.
Традиции питания хантов и манси тесно связаны с суровыми условиями жизни и доступными ресурсами. Основой рациона служили само мясо оленя и лося, которое употребляли в самых разных видах: сыром, вареном, жареном, вяленом и копченом. Особым лакомством считались сырая и мороженая печень, свежая кровь и костный мозг северного оленя.
Рыба играла не менее важную роль. Ее также употребляли в пищу в сыром, вареном, мороженом, вяленом, копченом и соленом виде. Из рыбьих внутренностей вытапливали жир, который ели в чистом виде или смешивали с ягодами.
Промысловые животные, боровые и водоплавающие птицы также входили в рацион, чаще всего в вяленом и копченом виде. Интересно, что грибы народы ханты и манси считали нечистыми и в пищу их не употребляли.
Особое место занимали пресные лепешки с кровью. Тесто для них замешивали на свежей крови оленя или лося. Местные жители верили, что употребление крови и сырого мяса помогало бороться с болезнями, согревало в сильные морозы и укрепляло иммунитет, что было жизненно важно в условиях Севера.
Медвежий праздник
Медведь для народов Севера является хозяином тайги. Охота на медведя сопровождается многодневным праздником, во время которого совершаются обряды, призванные снять вину за его убийство. По легенде, медведь – сын бога войны Торума, который был наказан за ослушание, но его душа остается бессмертной. Подготовка начинается еще в лесу: убитое животное протирают от крови и грязи, кладут на носилки, чтобы голова находилась между лап.
Проводы Лебедя
Локальный праздник, отмечаемый обычно в конце октября. У манси этот праздник называется праздник Трясогузки и знаменует конец осени – начало зимы.
Во время празднования совершается традиционный выстрел охотника, разжигается костер, в который бросают монеты. Сопровождается все трапезой, во время которой гостям раздают мясо жертвенного оленя. Подарки в виде платков, красной ткани и пищи привязывают к веткам священного дерева с просьбой к лебедю принять их.
Другие праздники
Более подробно о народе ханты, особенностях их внешнего вида, традцииях и о современных представителях «ФедералПресс» писал здесь. О коренном малочисленном народе манси, которые верят в снежного человека и утверждают, что сталкивались с его следами, более подробно читайте здесь.
Фото: ФедералПресс / Дарья Сеймовская, Оксана Иванова