Редакция «ФедералПресс» / Матвей Николаев
Санкт-Петербург
12 НОЯБРЯ, 2025
Один из главных гастрономических символов Петербурга – это шаверма. И последние годы чудо в лаваше существенно растет в цене. Аналитики зафиксировали рост медианной стоимости блюда на 25 % в 2025 году. При этом спрос на шаверму не то, что не падает, а продолжает расти. Подробнее о том, насколько дорожает любимый многими «свиток», – в материале «ФедералПресс».
Пошумевший в российском прокате 2021 года отечественный фильм «Майор Гром» во многом воспевал современный Петербург. В кадре романтизировалась работа доблестных стражей закона (дань уважения снимавшимся на берегах Невы в «девяостые» «Улицам разбитых фонарей») на фоне выдающейся петербургской архитектуры. Главный герой в кадре регулярно ел не менее культовую в Северной столице еду – шаверму в лаваше. И если в 2021-м регулярно питаться ей на скромную зарплату петербургскому оперативнику было вполне по карману, то четыре года спустя такие траты, возможно, оказались ему не под силу.
Рост цен на шаверму наблюдается во всех типах заведений – от уличных киосков до ресторанов, говорится в исследовании гастро-портала Quick Resto. Летом 2025 года стоимость блюда взлетела до 377 рублей, отмечают аналитики. При этом еще весной 2024 года средняя цена шавермы в Северной столице составляла 302 рубля.
Основной причиной подорожания стало увеличение стоимости ключевых ингредиентов. Наиболее заметно выросли цены на белокочанную капусту (50 %), репчатый лук (46,8 %), лаваш (36,4 %) и майонез (25,4 %). Примечательно, что цены на куриное мясо и морковь, напротив, летом снизились – на 1,2 и 8,6 % соответственно.
«Шаверма – блюдо, которое состоит из многих компонентов. В него входит мясо, многочисленные овощи, зелень, лаваш, соусы. Поэтому ее стоимость можно считать довольно достоверным индексом продуктовой инфляции», – рассказывает «ФедералПресс» исследователь стрит-ритейла, доктор экономических наук, доцент кафедры менеджмента и инноваций СПбГЭУ Александр Родионов.
При этом владельцы точек с шавермой платят зарплату сотрудникам, оплачивают аренду, коммунальные платежи, которые также регулярно растут. Все эти издержки, замечает эксперт, отражаются на итоговой стоимости продукта.
Александр Родионов отмечает, что цена шавермы в Северной столице может быть индикатором состояния малого и среднего бизнеса в городе.
«Я сам лично знаю представителей сетей, торгующих шавермой, у которых десятки, а то и сотни точек по всему Петербургу. У них работают сотни сотрудников, построены производственные цеха, где готовят компоненты для блюд. Также построены сложные логистические цепочки для развозки. Компании работают на рынке много лет – и они знают, как удержать потребителя. И если они серьезно повышают цены, то значит это вынужденный шаг, без которого работа бизнеса пойдет в ноль», – отмечает экономист.
Эксперт подчеркивает, что цены вынуждены повышать не только крупные сети, но и маленькие единичные точки. А значит факторы подорожания «свитка» – общие для всех и не являются прихотью «ненасытных бизнесменов».
Несмотря на рост цен, спрос на шаверму в Петербурге не падает, подчеркивают исследователи рынка. Продажи блюда в городе на Неве и Ленинградской области выросли почти на 26 % год к году, замерили в Quick Resto.
В целом по России медианная стоимость классической шаурмы за тот же период выросла на 39 % – с 269 до 374 рублей, замечают аналитики Quick Resto. Это стало самым значительным подорожанием блюда за последние три года, отмечают аналитики.
Это уже не первое существенное повышение цен на шаверму в Северной столице. Весной 2023 года средняя цена блюда в Петербурге достигла 318 рублей, свидетельствуют данные. Тогда как летом 2022 года этот продукт стоил 269 рублей. Таким образом, за минувший год шаверма, считающаяся одной из визитных карточек города, подорожала на 18 %.
«Шаверма в Петербурге – это предмет гастрономического культа, один из лидеров стрит-ритейла. Есть кафе и ларьки с ней, которые включают в различные туристические маршруты. О них снимают ролики блогеры и журналисты. Поэтому подорожание шавермы – это не только экономический, но и в какой-то мере культурный фактор», – замечает Александр Родионов.
Фото: unsplash.com; ФедералПресс / Ксения Кобалия
Инфографика: ФедералПресс / Светлана Возмилова