Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

Аферисты перестали выманивать личные данные у жертв: «Там работают прекрасные психологи»

Редакция «ФедералПресс» / Алексей Горновский
Москва
7 СЕНТЯБРЯ, 2021

Седов Олег Витальевич

IT
Москва

Телефонные аферисты создали еще одну схему обмана россиян, при которой они выдают себя за сотрудников Центробанка. Преступники не пытаются выудить у жертвы сведения о паролях и личных данных, а мягко втираются в доверие вопросами, выдавая себя за заботливых менеджеров банка. Они уверяют, что на человека хочет взять кредит кто-то посторонний и затем задают вопросы про потерянные документы и данные. Затем жертву передают «службе безопасности» и после схожей беседы переадресовывают «представителю ЦБ», который внушает ей мысль взять кредит в банке самостоятельно – якобы это может пресечь оформление кредита неизвестными. В итоге кредитные деньги мошенники под разными предлогами забирают себе. Насколько действенна такая схема обмана, почему преступники работают именно так и как этому противостоять – «ФедералПресс» рассказал специалист по информационной безопасности, представитель компании «Ростелеком-Солар» Олег Седов:

«Самый лучший способ проверить свою кредитную историю – это не доверять никаким звонкам, а сделать запрос в Бюро кредитных историй. У нас дважды в год это можно делать бесплатно. Неплохо бы раз в полгода делать такие запросы и узнавать, не записано ли на вас каких-то кредитов. Это элемент такой киберкультуры, киберфинансовой грамотности. Тогда никакие звонки вас не могут шокировать и убедить, что на вас навесили чужие кредиты.

Нельзя сказать, что эта мошенническая схема с подачей аферистом себя как представителя ЦБ нова. Нет, она существует по схеме, описанной больше ста лет назад. Ничего нового пока не придумали.

В первую очередь потенциальную жертву нужно ошарашить каким-то сообщением, чтобы человек потерял контроль над собой и перестал здраво рассуждать, критично относится к входящей информации. Потом начинается «пинг-понг» – от одного человека к другому. Понятно, что все это делается по сценарию и цель первого в этой цепочке – подцепить жертву, чтобы она не соскочила. А затем передать более тонким психологам, которые будут ее деликатно обрабатывать.

То есть после шокирования нужно втереться к ней в доверие. Объяснить, что «мы не жулики, а друзья, которые пытаются тебе помочь». Точно такой же сценарий применялся, когда люди уезжали куда-то отдыхать на последние деньги, а потом узнавали от якобы туристического бюро, что скоро улетает последний самолет домой. И все: срочно, если вы сейчас не улетите, то останетесь тут голодать – самолетов больше не будет. И тут же предлагается некое уникальное решение: только сейчас и только для тебя, быстрее бронируй, мы тебе поможем.

Здесь то же самое. Можно прикола ради пройти по всему этому маршруту ровно до того момента, когда вас заставляют брать кредит и что-то на себя оформлять. Это все глупости. В ответ на звонок сказать: «Спасибо, я вам сейчас перезвоню. Скажите куда». Если этот телефон не совпадает с номером Банка России, Сбербанка или другого банка, то надо найти в поисковике актуальный номер кредитной организации и позвонить в нее самостоятельно.

То есть нужно проявлять критическое мышление к любому входящему звонку, не терять здравый смысл и не позволять тем, кто рядом с нами, терять здравый смысл. Особенно это касается детей и пожилых граждан.

Схема с шокированием, вхождением в доверие и достижением результата живет уже больше ста лет. Другое дело, что ее техническая реализация и информационное содержание с течением времени меняются. Она адаптируется. Коронавирус нам создал идеальные условия для аферистов, потому что дал массу информации, которой можно шокировать. Любыми фейками можно человека расшатать, вывести из равновесия и дальше по схеме.

Через какое-то время будет другой сценарий. Там работают прекрасные психологи, которые знают ситуацию вплоть до того, какую сумму с вас потребовать для перевода под разными предлогами. Миллионы, понятное дело, никто никому не переведет. А пару тысяч – может быть. Пятьсот рублей – уже несерьезно, могут появиться подозрения.

То есть там работают психологи, которые смотрят на конъюнктуру рынка, на ситуацию в регионе, чтобы понять, какую сумму у жертвы просить. Если только она не дает им доступ к своей карте, откуда вытаскивается все.

Лакомые жертвы для аферистов – это домохозяйки, которые сидят дома с детьми в ожидании мужа с работы. Им не с кем пообщаться, потому что у них дети, телевизор и хлопоты по дому каждый день. Это идеальная ситуация для злоумышленников.

Мошенники очень не любят вопросы. Когда они шокируют своих жертв, те перестают задавать правильные вопросы. И здесь нам интересны даже правильные или неправильные ответы, а просто реакция на сам вопрос.

Неплохо просто спросить: «В каком банке на меня сейчас оформляется кредит?». Услышать ответ, а затем пообещать, что вы сами в это отделение сейчас пойдете для разбирательств. Вот какова будет их реакция? Зачем им человек, который пойдет с вопросами в банк? То есть нам интересен не вопрос, а сама реакция.

Иногда они могут послать вас в другое отделение, сославшись на то, что там лучше сервис, качественнее работает служба безопасности, и вас там ждут. А пока вы будете туда идти, они снова вам позвонят и опять вас напугают – там все закрывается, кредит почти оформлен, срочно переводите деньги. То есть вы можете никуда даже не ходить, все будет понятно из их реакции».

Фото: pxhere.com.