Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

Социолог о том, грозит ли Перми потеря статуса миллионника: «Балансируем на грани»

Редакция «ФедералПресс» / Александр Переверзев
Пермский край
21 ДЕКАБРЯ, 2021

Ганина Ольга Александровна

Наука и образование
Пермский край

В ряде телеграм-каналов появилась информация о том, что сразу несколько городов в РФ по итогам переписи могут утратить престижный статус миллионников. Среди претендентов на понижение назвали и Пермь. Однако в Пермьстате сообщили «ФедералПресс», что пока преждевременно говорить о каких-либо итогах переписи. Сейчас идет обработка и объединение данных, собранных из четырех источников: от переписчиков, с портала «Госуслуги», спецконтингента (военные, тюрьмы) и учетных сведений от других органов власти (МВД, ЗАГС). Предварительные итоги по численности населения в Пермском крае появятся только в январе 2022 года. Социолог Ольга Ганина считает неизбежным снижение численности пермяков в ближайшее десятилетие. Своим мнением она поделилась с «ФедералПресс»:

«Мы шатко балансируем на миллионной отметке, начиная с 80-х годов, когда Пермь впервые получила статус миллионника. Существенная естественная убыль 90-х годов, характерная для всего населения России, привела в нулевых к падению численности пермяков ниже миллионной отметки. Но затем были более позитивная динамика демографических процессов, включение в состав Перми некоторых населенных пунктов (например, пгт Новые Ляды) и смена системы учета мигрантов. Благодаря этому в 2010-х годах численность пермяков была выше миллионной отметки. Однако дальнейшие перспективы не слишком радужны.

Воспроизводство населения любой страны, региона или города зависит от рождаемости-смертности и миграционных процессов. И здесь применительно к численности жителей Перми можно говорить о негативных тенденциях. Сейчас вступают в детородный возраст пермяки, рожденные на рубеже нулевых. Во-первых, их и так было мало. Во-вторых, они ориентированы на рождение небольшого числа детей. Поэтому можем уверенно сказать, что под действием сокращения рождаемости население Перми точно будет сокращаться.

Утечка молодежи из Перми

Чтобы спрогнозировать, как будет развиваться ситуация с миграцией, важно понять, какие здесь есть доминантные сюжеты. Среди приезжающих в Пермь преобладают молодые жители сельских территорий Пермского края, Удмуртии, Оренбургской и Свердловской областей. В основном, это молодежь, которая приезжает сюда учиться или работать. Но здесь для Перми складываются не очень хорошие перспективы: столица Прикамья находится в серьезной конкуренции с соседними и столичными территориями. Даже молодежь из сельских районов нашего края все чаще перебирается в крупные города других регионов, где они видят более привлекательные возможности для образования и карьеры.

Второй доминирующий сюжет: люди старшего поколения (от 50 лет) все чаще уезжают в другие регионы. Они перебираются к своим детям, которые раньше покинули Прикамье, либо выбирают территории с более мягким климатом. Например, Краснодарский край. Есть еще категория 30-40-летних пермяков, которые, достигнув здесь профессионального потолка, покидают регион ради карьерного роста.

При этом Пермь пользуется спросом у трудовых мигрантов из соседних регионов и ближнего зарубежья, но в этом миграционном потоке доля работников высокой квалификации невелика. Тем не менее краевая столица – динамичный город с точки зрения развития инфраструктуры, строительства, открытия учреждений. Поэтому трудовая миграция будет расти. Но есть сомнения, что она сможет в полной мере компенсировать численные потери от отъезда пермяков. Повторюсь, самое печальное – утечка молодежи. Это сильно бьет по потенциалу воспроизводства населения и увеличивает демографическую нагрузку на сокращающееся население трудоспособного возраста.

На мой взгляд, Пермь сейчас не выигрывает конкуренцию за сердца молодежи. Не наблюдается серьезных предпосылок, что удастся в ближайшее время переломить этот негативный тренд.

Учитывая все перечисленные факторы, полагаю, что численность Перми действительно будет снижаться и риск потери статуса миллионника вполне реален в ближайшем десятилетии.

Не надо гнаться за статусом

Главная угроза для Перми, с моей точки зрения, заключается не в утрате статуса миллионника. Федеральные программы для городов-миллионеров, действительно, более привлекательны. Однако участие в реализации нацпроектов не зависит от статуса города, а для социально-экономических и демографических перспектив города важнее не численность жителей, а социальный состав. Беда Перми не столько в убыли населения, сколько в потере социального слоя молодых активных людей. Мы наблюдаем тенденции старения населения (увеличение доли пожилых) и сокращение доли трудоспособных жителей высокой квалификации. Несомненно, это отрицательно скажется на экономическом и культурном потенциале краевой столицы. В частности, нас неотвратимо ожидает острый кадровый голод.

Гораздо перспективней для современного города иметь не статус и миллионное «стареющее» население, а растущую долю активной и перспективной молодежи, достигаторов. Это куда важнее для развития города во всех отношениях.

Кстати, одно из конкурентных преимуществ Перми – наличие большого числа сильных вузов. Не каждый миллионник может похвастать таким выбором образовательных возможностей – технических, естественно-научных, медицинских, гуманитарных, творческих. У нас есть действительно востребованные образовательные площадки, хорошие научные школы, сильные кафедры, отличные преподаватели. Открылся НОЦ. Вузы нас спасают, иначе ситуация с оттоком молодежи была бы близка к катастрофе.

Но пока мы все равно даже на уровне ПФО проигрываем в миграционной гонке таким крупным городам, как Казань, Нижний Новгород, Уфа. Городская экономика пока строится на индустриальном производстве и торговле, где заняты две трети кадров. Это здорово, что в Перми есть крепкая промышленность: наши заводы и предприятия продолжают оставаться социальной опорой и главными источниками пополнения бюджетов. Но современный мир входит в постиндустриальную эру.

Пермская IT-аномалия

Сегодня многое меняется радикально и быстро, далеко не только из-за ситуации с COVID-19. Мир профессий трансформируется, рынок труда и экономика требуют от нас адаптивности, гибкости и мобильности. Наши дети и молодежь, когда выбирают, где и на кого учиться, где и кем работать – мыслят не локально (исходя из того, что есть рядом), а глобально: «что я хочу в жизни?», «в чем я могу самореализоваться?», «какой образ жизни я хочу вести?», «где лучшие условия для моих целей?» И они готовы ехать туда, где у них будут наибольшие возможности. В этом и заключается главный вопрос: дает ли этот город возможности для самореализации? для каких групп людей?

И для Перми я вижу надежду не в заводах, а в дальнейшем развитии IT-кластера, который уже естественным образом сформировался в нашем городе. Впору говорить о пермской «айтишной» аномалии. В нашем городе сильная математическая школа, готовят классных программистов. И они остаются здесь, открывают компании мирового уровня (Xsolla, Promobot, Ujin, Macroscop, Playkey, Knoema, Miro и др.). Работники IT-сферы и цифровых технологий не привязаны к конкретной территории. Они могут быть востребованными и высокооплачиваемыми, оставаясь в Перми. И на месте властей я бы задумалась о том, чтобы дальше развивать эту историю – она может стать точкой притяжения квалифицированной активной молодежи. Это и создание условий (включая инфраструктуру и поддержку) для работы IT-компаний, и сотрудничество работодателей с образовательными учреждениями, и создание комфортной городской среды, развитие возможностей культурного потребления. Ведь современные молодые специалисты предъявляют высокие требования к качеству жизни. Считаю, в перспективе ближайших десятилетий, развитие этой «пермской айтишной аномалии» может обеспечить краевую столицу статусом миллионника».

Фото: ФедералПресс / Елена Майорова; инфографика: ФедералПресс / Татьяна Люптак