Редакция «ФедералПресс» / Овчинников Дмитрий
Камчатский край
30 СЕНТЯБРЯ, 2024
Камчатка столкнулась с беспрецедентным нашествием голодных медведей, что вызывает опасения у местных жителей. Многие не решаются выходить из дома и отказываются отпускать детей в школы. В связи с этим в регионе введен режим повышенной готовности. О серьезности проблемы и мерах, которые могут предпринять жители, «ФедералПресс» рассказал биолог-охотовед и эксперт Госдумы России по вопросам охотхозяйственной деятельности, экологии и охраны природы Валерий Кузенков:
«С бурым медведем сегодня в России огромная проблема по одной простой причине – численность очень высокая. Минприроды РФ дает порядка 300 тысяч голов, что в разы больше, чем в других странах, в том числе на Аляске и в Канаде. Я думаю, цифра резко занижена: учеты бурого медведя практически не проводятся. Это все берется как оценочный показатель, условно, с потолка. Назовем это так, потому что основной учет диких животных – зимние маршрутные учеты, а в этот момент бурые медведи спят в берлогах.
Большое число бурых медведей сегодня обитает в Магаданской области. Я разговаривал с охотоведами в окрестностях побережья Охотского моря. Примерно, по их оценке, на 500 метров приходится один бурый медведь. Медведи концентрируются возле моря, потому что там есть рыба.
На Камчатке всегда было огромное число медведей. В последние годы их добывали за счет развития иностранного охотничьего туризма, который сильно стал развиваться с 1990-х годов. Приезжало по 150–200 человек из США и стран Европы. Лимит занижен, но только вдумайтесь: Минприроды РФ выдает государству 36 тысяч разрешений, а добывается от 5 до 8 тысяч медведей. Медведь почти не интересует охотников, так как на Камчатке трихинеллезом заражено до 80–90 % бурых медведей.
Бурый медведь в связи с нехваткой кормовых ресурсов идет и ищет себе пропитание. Он приходит туда, где люди, мусорки, это города. Молодые медведи, бывает, выгоняются крупными особями и начинают искать себе территорию. Они не понимают, что это дачные участки; они думают, что это лес, там обосновывая себе территорию. Необходимо где-то жить и чем-то питаться.
Единственный вариант выход из ситуации – это изъятие бурых медведей из популяции, то есть отстрел. Других вариантов нет. Зоопарки и зоосады забиты. Чем меньше популяция, тем больше у них будет пищевых ресурсов, тем самым они будут сидеть в тайге и не выходить к человеку.
Что нужно делать, когда увидели медведя? Не подходить к нему, не фотографировать, не ласкать и не подкармливать. Нападения бурого медведя происходят уже по всей территории России, не только на Камчатке. Но сейчас уже нападения зафиксированы в Калужской области. Так, человек пошел гулять с собакой и был убит медведем. В Приморском крае медведь залез на дачу и убил отца и сына. Нападения происходят и в Кировской и Вологодской областях.
Сегодня в Минприроды не существует правильной и грамотной статистики. Никто не ведет учет нападений, только отстрел. В целом, как это будет производиться, я не знаю. Это должны решить Минприроды РФ и министр, так как он сегодня осуществляет государственное регулирование охотохозяйственной деятельности в России».
Фото: unsplash.com