Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Крым

«Самое сложное – это непростые судьбы детей»: учитель года России Екатерина Костылева о работе в школе

Редакция «ФедералПресс» / Елена Аталыкова
Тюменская область
8 ОКТЯБРЯ, 2021

Костылева Екатерина Сергеевна

Наука и образование
Тюменская область

Впервые за историю проведения всероссийского конкурса «Учитель года» его победителем стала педагог из Тюмени. Большого хрустального пеликана получила учитель физики гимназии № 16 Екатерина Костылева. Она же на общественных началах будет назначена советником министра просвещения России. В воскресенье пройдет церемония чествования в Государственном кремлевском дворце, а затем Екатерина Сергеевна вернется в Тюмень, к своим ученикам. О впечатлениях от конкурса, ответственности педагога и главной сложности в работе учитель рассказала в интервью «ФедералПресс».

«Не нам себя оценивать»

Екатерина Сергеевна, примите поздравления и расскажите, ожидали ли, что станете лучшей на этом конкурсе?

— Не ожидала. Для меня это до последнего момента было неожиданностью. Как говорят участники прошлых лет, на определенном этапе конкурсная составляющая уходит и остается только профессиональное взаимодействие, обмен опытом, взаимовыручка, поддержка. И я благодарю всех финалистов этого года, своих коллег, которые в этом процессе были рядом.

Каким запомнится вам этот конкурс?

— Насыщенным на эмоции: большой промежуток времени, два города, очень много новых людей – совершенно уникальных и талантливых, каждый со своими методиками, взглядами, энергетикой, любовью к детям. Донская земля (часть конкурса проходила в Ростове-на-Дону, поскольку предыдущим победителем стал учитель из этого города. – Прим. ред.) приготовила для нас очень богатую программу. Я думаю, что участие в конкурсе обязательно откликнется во мне какими-то инсайтами, осознаниями, но – позднее. Потому что тот багаж в виде методических приемов, удивительных идей, которые здесь родились, он огромен.

За что, как вы думаете, на конкурсе дают звание Учитель года? Понятно ведь, что участвуют в нем исключительно профессионалы.

— Это правда – профессионалов на конкурсе очень много. На мой взгляд, сделать выбор среди них вообще невозможно. И, конечно, не нам себя оценивать.

Хорошо, давайте повернем вопрос так: какие качества в современном учителе наиболее ценны?

— Их много. Это и профессиональные навыки, и компетенции будущего. Конечно, должны быть гибкость, мобильность, интеллект, эмпатия. Важно быть на связи и эффективно коммуницировать и с детьми, и с родителями, и между собой в профессиональном сообществе. Очень важна, по-моему, эмоциональная поддержка и саморефлексия, регулятивные навыки и умения, потому что в быстроменяющемся мире очень много задач, нужно грамотно распределять свои ресурсы.

Сам учитель должен учиться в течение всей жизни, постоянно совершенствуясь. И главным остается, конечно, любовь к детям и огромное желание повлиять на их будущее в самом позитивном ключе, дать навыки и компетенции, которые позволят им быть востребованными, счастливыми.

«Мы несем ответственность, как дети применят знания»

Расскажите, почему вы стали учителем, да еще и физику решили преподавать?

— В студенчестве я была увлечена наукой, состояла в общественной организации, где мы работали с ребятами, подростками, занимались различными активностями, и в какой-то момент моя любовь к науке, детям и коллективным делам вот так интересно соединились. Я стала учителем.

Физика – это наука об окружающем мире, она позволяет попасть в актуальную область знаний ребенка, рассказать о современных открытиях, ведь нынешние дети являются современниками большого количества открытий, объяснить законы и явления, которые окружают детей с самого раннего возраста.

Вы уже восемь лет в школе, что оказалось самым сложным в профессии учителя?

— Сложно сказать… Наверное, все же это непростые судьбы детей, связанные с какими-то трагическими событиями, болезнью. Особенно если ты не можешь что-то существенно изменить и просто поддерживаешь ребенка.

Вы с таким сталкивались?

— Да. Думаю, что они, к сожалению, есть у всех педагогов, все сталкиваются со сложными судьбами детей.

В чем здесь роль учителя?

— В зависимости от ситуации она может быть разной. Где-то это просто поддержка, а где-то нужна защита, иногда – конкретная помощь.

Жалели когда-нибудь о том, что пришли работать в школу?

— Нет, никогда. В моей медиавизитке была такая фраза, мол, каждое утро, когда приходится вставать в шесть часов, я думаю об этом. Но это всего лишь шутка.

Президент объявил, что 2023 год будет Годом учителя. Для вас это важное решение?

— Роль учителя, она, правда, велика. И очень хочется, чтобы это понимание было единым, ведь мы несем ответственность за то, как знания и навыки, которые даем детям, они в своей жизни смогут или не смогут применить.

Фото: из личного архива Екатерины Костылевой