Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

Свердловский депутат рассказал, как COVID заставляет бизнес уходить в тень

Редакция «ФедералПресс» / Иван Богатырев
Свердловская область
20 ДЕКАБРЯ, 2021

Агаджанян Рант Кароевич

политика
Свердловская область

Введение в Свердловской области системы QR-кодов существенно изменило привычный ритм жизни уральцев. Насколько сильный ущерб эти нововведения нанесли малому бизнесу и казне, что ждать властям от свободолюбивых свердловчан – в проекте Public Talk «ФедералПресс-Центра» рассуждает лидер фракции «Новые люди» в свердловском заксобрании Рант Агаджанян.

Неизбежность для бизнеса

С начала ноября мы живем в новом режиме: доступ в ТЦ, рестораны, фитнес-центры, учреждения культуры только с QR-кодами. Нам никто не обещает, что это все быстро закончится. Как сегодня реагирует бизнес на новые ограничения?

— Бизнес реагирует по-разному. Те, чье дело завязано на стоимости аренды, например, общепит, учреждения досуга – очень негативно. Люди не приходят, площади простаивают, выручка упала не менее чем на 15 %. Там, где заведения ориентированы на работу ночью, выручка упала практически на 100 %, поскольку им запретили пускать посетителей с 23:00 до 06:00. А днем в ночные заведения не пойдут – не тот сегмент.

Но российский менталитет таков, что люди приспосабливаются, и там, где введены ограничения, начинают нарушать право, работать в черную.

Вам известны такие факты?

— Да, и много. Частенько нарушают. И дальше возникает вопрос, а кому это выгодно? Получается сплошной дискомфорт: деньги не поступают в бюджет, а люди как ходили, так и ходят, только вынуждены через заднюю дверь заходить, как в фильмах про сухой закон в США.

У меня 2–3 ресторатора знакомых в Екатеринбурге нашли варианты, которые кому-то могут показаться спорными. И у них пока все неплохо. Когда они мне в непринужденной беседе рассказывали, создавалось ощущение, что только государство от этого страдает, потому что налоги не платятся.

Насколько упали доходы законопослушных предпринимателей?

— Очень сильно! Начну с фитнес-индустрии. Я сам хожу в спортзал и многие, с кем я тренировался, стали требовать возврата своих клубных карт, потому что не хотят вакцинироваться. Они спрашивают, за что мы заплатили приличные деньги. Там вдвое упала выручка, идут возвраты 30–40 % карт.

Про рестораны уже говорили. Трафик в торговых центрах снизился наполовину. Те, кто арендуют островки в ТЦ, потеряли 70–80 % выручки, и фактически неспособны платить аренду за свои места.

Выживут те, кто приспособится. То есть те, кто в условиях ограничений придумают какой-то мастерский ход. Но сколько ресторанов закроется, не берусь прогнозировать. Существенные потери в бизнесе будут. И надо уже думать, как из этого ущерба выходить.

QR-коды, люди, бизнес

По вашим ощущениям, сколько еще мы будем находиться в этом режиме?

— Эта история надолго, может быть, до июня 2022 года или даже дольше. На мой взгляд, ускорить выход из режима ограничений позволит всеобщая вакцинация. Но сегодня она выглядит так, будто стоит дядька с дубинкой и всех гонит прививаться.

Мне кажется, во-первых, надо поменять методы. Надо в мягкой и легкой форме рассказывать людям, что такое вакцина, зачем это нужно и так далее. Это снимет большинство проблем, просто нужно разговаривать с людьми. Возможно, стоит заходить через уважаемых в обществе людей, лидеров общественного мнения, чтобы они рассказывали.

Пока разговаривают с людьми, что делать бизнесу?

— Мы сейчас готовим ряд предложений по разработке мер поддержки. Но для того, чтобы это сделать, нужно получить ответ на ряд вопросов, а кому их задавать, пока непонятно.

Например, кто проверяет QR-коды? Как при этом защищены персональные данные? Как долго все это будет продолжаться? Мы думаем, что до июня. Но зачем тогда такие огромные деньги тратятся для перехода на систему QR-кодов? Бизнес вынужден тратиться на оборудование, термометры и т.д.

Дальше надо понимать, как будет реабилитироваться бизнес. Понятно, что государство уже вводит различные льготы в поддержку предпринимателей. Достаточно их или нет, тоже нужно анализировать. Основное, что просит бизнес, это налоговые льготы. Но и здесь вопрос: можно ли только на льготах «вывезти» экономику?

Есть понимание, сколько денег недосчитается областной бюджет?

— Сейчас как раз идет принятие бюджета Свердловской области на 2022 год и плановый период 2023–24 годов. Пока что в прогнозах закладывается очень существенный рост. Как ни странно: предполагается, что к 2024 году бюджет региона даже станет профицитным. По тем цифрам, которые я вижу, получается, что доля налогов малого бизнеса в областной бюджет, несущественна.

Новые ограничения

Многие утверждают, что эффект от введения QR-кодов сомнителен, поскольку заболеваемость не падает, вакцинироваться не бегут, и ситуация никак не меняется. А сейчас обсуждается новая инициатива – ввести QR-коды в общественном транспорте. Насколько это может изменить ситуацию?

— Буквально на днях в Казани был случай: там тоже ввели эти ограничения, и 500 человек выгнали из транспорта. Вопрос: что теперь люди должны стоять в холоде и мерзнуть, если они не сделали прививку? Это очень спорно.

Надо дорабатывать этот механизм. Представьте, какие очереди будут на вход в транспорт! Насколько затянетсядвижение транспортаот пункта А до пункта Б? Думаю, что мы будем на заксобрании это обсуждать. Не факт, что в Свердловской области такую меру введут. Надо учитывать региональную специфику: люди у нас свободолюбивые, может возникнуть протест.

Предполагаете, что люди начнут высказывать недовольство в экстремальных формах – митингах, шествиях?

— Такой риск есть. Наша общая задача не допустить этого, потому что это абсолютно неконструктивная позиция, вредная, в первую очередь, для самих людей. Ведь именно к ним правоохранители будут применять какие-то репрессивные действия.

Съемка проводилась в коворкинге галереи «Архитектор».

Фото: Рант Агаджанян / ВКонтакте, ФедералПресс / Евгений Поторочин