Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

«Пандемия усилила левые настроения»: кто и у кого в Поволжье отнял голоса

Редакция «ФедералПресс» / Дмитрий Долин
Ульяновская область
20 СЕНТЯБРЯ, 2021

Касамара Валерия Александровна

политика, Наука и образование
Москва

Представители КПРФ успешно выступили на прошедших выборах сразу в ряде регионов Поволжья. В партии говорят о расширении собственного влияния и увеличении электоральной поддержки. О том, с чем связан успех красных, – «Федералпресс» рассказала директор Института прикладных политических исследований НИУ ВШЭ Валерия Касамара:

«Результаты выборов по партийным спискам показывают рост как «Единой России», так и КПРФ. И это объяснимо: пандемия усилила левые настроения, общественный запрос на стабильность и гарантии, которые присущи традиционной риторике КПРФ.

Аналогично на теме социальной поддержки сфокусировалась и «Единая Россия». Это и объединило электорат вокруг партий. Говоря об отдельных регионах, где лидерство КПРФ очевидно, заметны выраженные недовольства действиями властей. В Хабаровском крае отразилась инерция протестного шлейфа. Ульяновская область – традиционный красный пояс, тем более сейчас регион возглавляет представитель КПРФ. В Якутии сыграли свою роль недавние лесные пожары и неуверенность жителей в эффективности реакции властей как на местах, так и на федеральном уровне.

В ряде регионов это еще и кумулятивный эффект, когда влияет сразу совокупность факторов. Ключевые из них – это некая локальная обида на центр (по разным причинам: от арестов губернаторов до нерелевантной, непонятной риторики), неэффективность реакции властей (по мнению местных жителей) в борьбе с пандемией и какими-то региональными острыми проблемами (как правило, в сфере экологии или стихийных бедствий).

Протестное голосование оказалось канализировано и сыграло на руку КПРФ. Также партия власти ассоциирована с бременем борьбы с пандемией. Весь негатив, накопившийся за период пандемии, больше затронул «Единую Россию», не разделившись поровну на остальные парламентские партии, и таким образом усилил позиции КПРФ. Поскольку фигура президента традиционно пользуется доверием, а к партийной системе доверие ниже, чем к другим институтам, то мы и получили именно такой результат. Судя по всему, роль человеческого фактора одерживает верх над идеологией: где-то кандидаты от КПРФ оказались конкурентнее, чем от «Единой России»».

Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева