Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Крым

Профессор ВШЭ: «Для успешного развития ESG-экономики в России необходимы новые стимулы»

Редакция «ФедералПресс» / Редакция ФедералПресс
Москва
26 МАЯ, 2022

Аким Михаил Эдуардович

экономика
Москва

Явные материальные стимулы для ESG-трансформации бизнеса сегодня отсутствуют в экономическом пространстве России. Но государство могло бы предложить налоговые льготы и иные формы материального поощрения, считает профессор Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Михаил Аким. Он поделился с «ФедералПресс» мнением о том, почему разворот экономики РФ с Запада на Восток не отменяет ESG-повестку, что поможет предотвратить «зеленый камуфляж» и каким отраслям в первую очередь необходима унификация ESG-индикаторов для отчетности.

«Важными стимулами для развития ESG и ESG-практик в России, получения соответствующих рейтингов ранее были в основном международные требования. В частности, европейских и американских регуляторов к экспортерам, включая углеродный налог и достижение углеродной нейтральности. Это определяло возможность доступа к «зеленому» финансированию, выстраиванию долгосрочных отношений с международными партнерами. В текущих обстоятельствах актуальность европейских и американских критериев для российских компаний снижается. Для успешного развития ESG-повестки, ESG-стандартов, ESG-экономики в России необходимы новые стимулы, и большой вопрос, какими они должны быть. Безусловно, такие стимулы можно найти как внутри страны, так и за ее пределами. В частности, мы можем указать на проекты по повышению энергоэффективности, по улучшению экологической ситуации. Такие проекты окупаются, но драйвером этой повестки в России всегда было государство, а не частный инвестор.

Внутри страны основной движущей силой для возобновления ESG-проектов может стать именно государственная политика. На текущий момент в российском экономическом пространстве отсутствуют явные материальные стимулы для ESG-трансформации для компаний и банков. Государство могло бы предложить налоговые льготы, иные формы материального поощрения бизнеса с целью добиться улучшения экологии и социальной среды. Что, в свою очередь, требует совершенствования регуляторной базы. По аналогии с кредитными рейтингами необходимо совершенствовать и нефинансовую отчетность. И таким образом, национальные рейтинги могут быть использованы в направлении стимулирования ESG-экономики, ESG-активности бизнеса.

Возвращаясь к вопросу внешних стимулов ESG-экономики: сегодня это, безусловно, требования азиатских партнеров. Пожелания азиатских бирж, контрагентов включают в себя ESG-критерии. Отечественные компании, которые намерены переориентироваться на восточные рынки, должны продолжать работу в направлении устойчивого развития. Необходимо совершенствовать механизм национальной таксономии, в частности, для возможного признания методологии и шкал с азиатскими коллегами.

Новые требования обуславливают необходимость поиска оптимального соотношения текущего кризиса и стратегической ESG-повестки. Представляется необходимым обобщение нового опыта в области устойчивого развития в условиях ограничений, с которыми сталкивается российский бизнес, по финансированию, по компонентной базе, по импорту. Соответственно, нужна выработка рекомендаций по приоритетным задачам, тактике и стратегии ESG, которая, безусловно, должна быть новой в современных условиях.

Предполагается, что инвесторы, использующие ESG при принятии решений, могут устойчиво инвестировать, сохраняя тот же уровень финансовой отдачи, что и при стандартном инвестиционном подходе, но при значительно меньших рисках. В свете этого необходимы механизмы прозрачной, надежной, верифицированной ESG-отчетности. В настоящее время многие компании представляют отчеты по ESG. Но зачастую они состоят из неточных, не поддающихся проверке, противоречивых данных, причем, такая ситуация не только в России, но и в международном сообществе. Компании, которые уже раскрывают ESG-информацию, не имеют четкого единого стандарта для своих действий. Соответственно, у инвесторов могут возникать сложности в оценке и принятии решений. Вопрос унификации ESG-индикаторов для отчетности касается всех отраслей, но в РФ это в первую очередь относится к энергетике, ТЭК, добыче природных ресурсов, поскольку это экспортно-ориентированные отрасли.

С финансовой точки зрения крайне важно, чтобы компании, инвесторы, финансовые институты научились управлять ESG-рисками, которые необходимо учитывать. В частности, это могут быть долгосрочные риски – по изменению климата, охраны окружающей среды, биоразнообразия.

Важно, что в России создан ESG-альянс, который объединил компании, безусловно заинтересованные в развитии ESG-повестки. Мы сотрудничаем с ESG-альянсом, и мне представляется, что это очень правильный подход: необходима консолидация компетенций образовательной среды с учетом возможных финансовых механизмов. Это очень важно с точки зрения того, чтобы предотвратить так называемый greenwashing («зеленый камуфляж», используется для улучшения экологического имиджа компании. – Прим. ред.), который зачастую возникает и в мире, и в России. К сожалению, когда нет четких рамок и четких условий (по ESG-отчетности, в частности), всегда появляются соблазны для ряда компаний вывести свои грязные активы в другое юридическое лицо, не показать наиболее чувствительные (в частности, в плане экологии) вопросы и проблемы, а демонстрировать лишь то, что им интересно и приятно. Это очень большой вопрос, к которому необходимо особое внимание. Здесь нужно участие, с одной стороны, образования, науки, промышленности при безусловном внимании и поддержке государства».

Фото: РИА Новости/Александр Патрин