Большинство действующих депутатов Госдумы сохранили шансы на продление полномочий после сентябрьских выборов, а остальными победителями оказались кандидаты, тщательно отобранные «Единой Россией», главным образом из региональных парламентов. О прогнозах ставропольских эсеров – в спецпроекте «ФедералПресс».
100 кг денег
Сейчас единственный депутат Госдумы от «Справедливой России» – Алексей Лысяков, который давно уехал из края в Санкт-Петербург и не появляется на малой родине. Лысяков пассивен в нижней палате парламента, зато время от времени информация о нем появляется на страницах СМИ. Так, летом прошлого года федеральная служба безопасности изъяла из банка в Санкт-Петербурге 100 килограммов долларов. Силовики заявляли, что деньги принадлежат депутату Госдумы России, члену комитета нижней палаты по вопросам семьи, женщин и детей Алексею Лысякову, представляющему Ставрополье. Более семи миллионов долларов изъяли в рамках расследования дела о мошенничестве в особо крупном размере.
В 2013 году, судя по документам, он заработал 2 млн 477 тысяч рублей. В семье депутата Лысякова, единственного из ставропольских представителей в Думе, есть собственность за границей. Ребенок законодателя владеет половиной квартиры во Франции площадью 140 кв. м. Кроме того, за супругой парламентария числится жилой дом площадью более 400 кв. м, квартира, гараж, а также земельный участок под дачу общей площадью 1,9 тыс. кв. м.
Полумифический эсер
Алексей Лысяков до Госдумы проработал в Совете Федерации: с 2002 по 2012 годы. Будущий политик родился в Железноводске, после школы окончил Санкт-Петербургский медицинский институт им. академика Павлова, а позднее Московскую государственную геологоразведочную академию им. С. Орджоникидзе. Но, видимо, в девяностые годы ни врачи, ни геологи стране были особо не нужны, и Лысяков ушел в бизнес, создав с друзьями АОЗТ «Экватор», которое занималось таможенным оформлением грузов. Вместе с еще одним молодым бизнесменом, приехавшим в столицу из Ростова, Сергеем Туголуковым они создали компанию «Даэрс-финанс», которая занималась таможенным оформлением экспортных углеводородов и электроэнергии. После назначения Лысякова в сенат у «Даэрс-финанс» появился свой филиал в Новороссийском морском порте. Компании даже отдали такое сверхприбыльное дело, как таможенное оформление нефти, перекачиваемой из Казахстана в Россию через Каспийский трубопроводный консорциум.
В январе 2003 года Лысяков создал Фонд содействия социальному и культурному развитию Ставрополья. Через эту структуру, в частности, шли деньги на создание краевого отделения Российской партии жизни. Фонд возглавил давний друг Лысякова Андрей Скрипник, который к тому же числился его помощником. Просуществовал фонд всего два года, в августе 2005-го он был ликвидирован решением суда.
Депутат очень редкий гость на Ставрополье, с которым его, похоже, мало что связывает. Ровным счетом ничего он не сделал для края на сенаторском посту. Ни одного законопроекта на счету Лысякова не числится. Несколько лет назад семья парламентария приобрела одного из трех крупнейших в Петербурге производителей бетона, холдинг «Ленстройдеталь». Будет ли Лысяков участвовать в выборах от «Справедливой России» – сказать не берется пока никто.
Кроме полумифического парламентария на Ставрополье есть еще как минимум четыре известных эсера. Это депутаты краевой думы Александр Кузьмин, его сын Кирилл Кузьмин и Серей Сауткин. Причем самый активный из них – Кирилл Кузьмин. Еще одно известное лицо партии – Сергей Горло, который сначала возглавлял фракцию эсеров в краевой думе, позже стал министром строительства, архитектуры региона, но вскоре покинул пост по собственному желанию. Сколько мест достанется им в Госдуме – пока не ясно, вероятно, одно или два.
Мнения экспертов
Андрей Козлов, журналист:
«Александр Кузьмин имеет в крае не самую приятную репутацию. Он брат и партайгеноссе сбежавшего за границу экс-мэра Ставрополя Дмитрия Кузьмина. В конце ноября 2007 года в отношении Дмитрия Кузьмина было возбуждено уголовное дело. Он был отстранен от исполнения обязанностей главы города. В данный момент находится в международном розыске. По заявлению представителей следствия, Дмитрий Кузьмин участвовал в заключении сомнительного договора, в результате которого городу был причинен ущерб на сумму более 19 млн рублей. Кроме того, бывшего ставропольского мэра, который возглавлял краевое отделение партии «Справедливая Россия», по решению суда сняли с парламентских выборов. В ходе обысков в служебном кабинете городского руководителя, как сообщали сотрудники милиции, были обнаружены флаг с фашистской свастикой и награды фашистской Германии. В прессе уголовное преследование Дмитрия Кузьмина связывали с политическим конфликтом: регион оказался единственным, где весной 2007 года на выборах в краевой парламент победила партия «Справедливая Россия», а не единороссы. В результате экс-губернатор Ставрополья Александр Черногоров, возглавлявший список «Единой России», был исключен из рядов партии. Александр Сергеевич Кузьмин в крае больше ничем не знаменит, но многие приходят к мнению, что мандат у него в кармане».
Сергей Захарченко, политолог:
«Думаю, что у эсеров шансы на мандаты в Госдуму непредсказуемы. Они могут взять хороший процент в Ставрополе как оппозиция «Единой России», но в Госдуму им попасть будет, конечно, сложно. Но есть вероятность, что партийцы возьмут больше мест, чем в этом созыве, в краевой думе Ставрополья. Ведь все мы помним историю 2007 года, когда проходили выборы депутатов. Перед выборами тогдашний губернатор края Александр Черногоров вышел из КПРФ и вступил в «Единую Россию», став первым номером в списке. Это стало грубейшей ошибкой, а кроме того, явилось поистине сказочным подарком Дмитрию Кузьмину и Андрею Уткину, которые, уже заручившись поддержкой федерального центра в лице Сергея Миронова, сформировали список «Справедливой России». При этом Кузьмин возглавил региональное отделение партии «Справедливая Россия». Кампания велась грязно, в СМИ активно обсуждалась личная жизнь Черногорова, его тяжба с женой из-за 7-летнего сына. Аналогично и против Кузьмина были резкие публикации с критикой его хозяйственной деятельности. По результатам выборов «Единая Россия» полностью провалилась. Эсеры взяли 37,7 %; и конституционное большинство депутатов составили члены этой партии. По мнению ряда экспертов, именно в этот момент «ребятам надо было остановиться», тогда все для них могло бы пойти по-другому. Но именно с этого момента начинается жесткое противостояние исполнительной и законодательной ветвей власти края, дума Ставрополья начинает ограничивать власть губернатора. Фактически для Черногорова это означало невозможность ведения самостоятельной кадровой политики. Была создана Счетная палата Ставрополья, основной задачей которой становится проверка финансовой деятельности краевого правительства. Выявлены серьезные нарушения в краевом дорожном фонде (по неофициальной версии, средства фонда были под контролем губернатора). То есть дума во главе с эсерами смогла заблокировать все инициативы губернатора, и край был втянут в затяжной конфликт. Сейчас в пределах региона партия обладает незначительным административным ресурсом».