Губернатор Самарской области утвердил региональную концепцию по обеспечению безопасности в период подготовки и проведения ЧМ-2018 и Кубка конфедераций FIFA 2017 года. Соответствующее распоряжение опубликовано на сайте регионального правительства. В качестве основных угроз безопасности чиновники указали террористов и болельщиков. Причем если в первом случае обошлись без конкретных примеров, то во втором вспомнили события в Египте 2012 года (тогда матч между двумя местными клубами закончился массовой дракой, из-за которой погибли 73 человека и более тысячи получили ранения). Бороться с терроризмом предлагается с помощью превентивных мер, с агрессивными фанатами – силами правоохранительных органов. Как самарские чиновники видят комплексную систему безопасности – в материале «ФедералПресс».
Большой брат на коне
Одним из элементов системы станет аппаратно-программный комплекс (АПК) «Безопасный город». На объектах инфраструктуры чемпионата и маршрутах следования клиентских групп установят камеры видеонаблюдения «с высоким уровнем детализации изображения» и пульты вызова полиции. На основных городских дорогах продолжат установку камер, фиксирующих нарушения ПДД. На территории комплекса «Самара Арена» разместят здания полиции (в том числе, конной), пожарное депо и Региональный цент оперативного управления.
Для размещения потенциальных пострадавших предусмотрены вертолетные площадки на территории или вблизи лечебных учреждений.
На стадионе также расположится центр оперативного управления, в который будет стекаться информация о чрезвычайных ситуациях, потоках посетителей и показаниях датчиков конструктивной, химической, пожарной и радиационной безопасности. Авторы концепции полагают, что контролировать происходящее можно будет только консолидировав усилия ФСБ, МВД, Минобороны, ФСО, ФТС, СК, прокуратуры и исполнительных властей региона.
Срок реализации концепции разделен на два этапа: до мая 2017 года власти будут формировать нормативную и материальную базу; до мая 2018 года чиновники планируют сделать так, чтобы система начала работать.
На какие источники финансирования рассчитывают власти Самарской области, в опубликованных документах не указано, но по неофициальной информации, основную часть средств планируют получить из федерального бюджета. Примечательно, что с принятием региональной концепции областные чиновники опередили Москву, ведь аналогичный документ на федеральном уровне еще не утвержден.
Город-призрак
Впервые АПК «Безопасный город» губернатору Николаю Меркушкину представили в феврале 2015 года: президент самарского консорциума «Интегра-С» Владимир Куделькин рассказал о проекте компании, заявив, что ее специалисты могут объединить уже существующие системы наблюдения в течение полугода. Тогда губернатор поручил региональному правительству рассмотреть возможность внедрения этой системы.
С тех пор о перспективах «Безопасного города» в Самаре и Тольятти не раз сообщали разные ведомства (в том числе ГУ МЧС по Самарской области). В начале 2016 года Николай Меркушкин встретился с заместителем председателя региональной Общественной палаты, экс-губернатором области Константином Титовым. После этой встречи местные СМИ писали, что первым городом губернии, в котором запустят АПК, станет Сызрань.
В апреле 2016 года стало известно, что Самарская область вошла в число пилотных регионов для внедрения «Безопасного города». Вопрос перешел под контроль полпреда президента в ПФО, были назначены специальные совещания. В Приволжском федеральном округе определили 42 муниципалитета, в которых систему запустят в первую очередь (12 из них расположены в регионах, которые примут ЧМ-2018). Сызрани в списке не оказалось, только Самара, Тольятти и Новокуйбышевск.
Фанатский корпус
В качестве одной из основных угроз безопасности региональные власти указали футбольных болельщиков. Отметим, что в Самаре в целом активность фанатов пошла на спад. Это объясняют жесткой позицией, которую по отношению к болельщикам занимает местная полиция. В числе принципиальных оппонентов самарских «крыс» (так называют фанатов ПФК «Крылья Советов») значатся поклонники казанского «Рубина» и московского «Локомотива».
Тем не менее периодически доходит до массовых драк. В июле 2014 года самарцы схлестнулись с саратовцами, в драке между болельщиками «Крыльев» и «Сокола» участвовало около 40 человек. В августе 2015 года в Самаре убили фаната московского «Спартака», приехавшего поддержать свою команду. Правда, тогда правоохранители установили, что мотив убийства не был спортивным: участники событий поссорились в ресторане. А уже в ноябре 2015 года самарские фанаты устроили побоище в Казани за несколько часов до матча с «Рубином».
Депутат самарской губернской думы, заместитель председателя комитета по культуре, спорту и молодежной политике Дмитрий Сивиркин уповает на патриотизм местных фанатов. «Я думаю, все будет спокойно. Правоохранительные органы у нас работают хорошо, да и болельщики, как патриоты самарской земли, не будут давать поводов для нареканий», – сказал он.
Автор цикла документальных фильмов «Музей самарского футбола» Сергей Лейбград считает, что жесткий контроль со стороны силовиков не позволит никому переступить черту. «По сравнению с той же Францией ситуация у нас другая. Тут все жестче, кроме технологических мер будут использоваться и превентивные. Для России ЧМ-2018 – мероприятие государственной важности. Во Франции наибольшую угрозу для общественного спокойствия представляли российские и британские болельщики. В России фанатские организации латентно связаны с отдельными правоохранительными органами, поэтому они будут соблюдать договоренности. Да и в силу этой связи обезвредить организации болельщиков становится проще. Что же касается зарубежных фанатов – мы не знаем, какие команды будут играть в Самаре. Если сборные Новой Зеландии и Ганы – болельщиков будет мало, проблем они не доставят», – полагает Сергей Лейбград.
Фото с сайта novayasamara.ru

ЧМ-2018