Top.Mail.Ru
Экономика
Приволжский ФО
1

Рентабельность попала под колеса: ФАС нашла нарушение на Выксунском метзаводе

ФАС предписало ВМЗ и ОМК-Сталь прекратить злоупотребление доминирующим положением
ФАС предписало ВМЗ и ОМК-Сталь прекратить злоупотребление доминирующим положением

Федеральная антимонопольная служба признала Выксунский металлургический завод холдинга ОМК нарушившим закон о конкуренции, обвинив предприятие в монопольно высоких ценах на колеса для метрополитена. Надзорное ведомство установило, что рентабельность производства данной продукции более чем вдвое превысила показатели по другим видам продукции с учетом доминирования на рынке. На ВМЗ не согласны с выводами ФАС и намерены обжаловать данное решение. Подробности – в материале РИА ФедералПресс.

Выксунский металлургический завод холдинга ОМК признан нарушившим закон о конкуренции по итогам разбирательства Федеральной антимонопольной службы, говорится в официальном сообщении ФАС. Как отметили в надзорном ведомстве, нарушение выразилось в установлении монопольно высоких цен на колеса для метрополитена, и предприятие воспользовалось доминирующим положением на российском рынке.

В сообщении ФАС отмечается, что ВМЗ занимает лидирующие позиции в производстве колес диаметром 860 мм, а до 2015 года доминировал в изготовлении колес диаметром 790 мм, которыми оснащаются вагоны метро старого образца. Первая же номенклатура предназначена для новых современных вагонов и рельсовых автобусов. Регулятор сравнил рентабельность выпуска колес для метрополитена и основной продукции цеха – железнодорожных колес диаметром 957 мм, на которые приходится свыше 80% профильного производства предприятия.

«Поскольку это основной сортамент, показатели по нему определяют экономическую и технологическую целесообразность работы завода», - подчеркнули в ФАС, отметив, что рентабельность от реализации основного вида колес определяет уровень прибыли, необходимый для производства и реализации всего остального колеснопрокатного цеха, в том числе, и уровень необходимой прибыли продукции для метрополитена.

По словам начальника управления контроля промышленности ФАС Нелли Галимхановой, в 2013-2014 годах рентабельность производства колес для вагонов старого образца была в 2,7 раза выше аналогичного показателя других видов продукции ВМЗ на конкурентном рынке. При этом завод занимал доминирующее положение в этом сегменте. Кроме того, аналогичная ситуация сложилась в производстве колес диаметром 860 мм, рентабельность была выше в 2,4 раза.

«При фактическом отсутствии конкуренции цена «ВМЗ» и «ОМК-Сталь» превышала сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли», - заявила Нелли Галимханова.

Рассмотрев дело, ФАС предписало ВМЗ и ОМК-Сталь прекратить злоупотребление доминирующим положением, а также течение пяти лет каждое полугодие отчитываться перед регулятором о показателях производства и реализации колесной продукции.

На предприятии не согласны с выводами ФАС и намерены оспорить решение в судебном порядке. «Претензии ФАС касаются колес для метрополитена, что составляет менее 1% от общего объема производства колес ВМЗ. Завод считает эти претензии необоснованными. Нашу аргументированную позицию мы донесли до ФАС. Не исключаем вариант судебного оспаривания решения. В любом случае дальнейшие действия мы определим после получения официального решения», - сообщили на ВМЗ.

Между тем в 2016 году Выксунский металлургический завод уже пять раз приостанавливал работу сталеплавильного цеха, производящего заготовки для колес из-за низкого спроса на данную продукцию на внутреннем рынке. Также сообщалось, что цех до конца года продолжит работу с неполной загрузкой. Падение спроса на данную продукцию на предприятии связывали с демпинговыми поставками колес из Украины. Цех несколько раз вынужденно снижал производство и в прошлом году.

«На результаты в производстве колес по-прежнему оказывает влияние низкий спрос на фоне продолжающихся демпинговых поставок украинских колес, несмотря на действующие защитные меры. ВМЗ работает над стабилизацией объемов выпуска железнодорожных колес, вынужденно увеличивая их поставки на внешние рынки», - отмечал управляющий директор АО «ВМЗ» Александр Барыков.

В первом полугодии 2016 года ВМЗ, по собственным данным, снизил выпуск колес на 7 % к аналогичному периоду 2015 года, до 132 тыс. штук.

По мнению ведущего эксперта УК «Финам Менеджмент» Дмитрия Баранова, к дальнейшему разбирательству ФАС и ВМЗ могут быть привлечены потребители продукции завода. «Насколько известно, производители подвижного состава не заявляли о высокой стоимости колёс, что, с одной стороны, может свидетельствовать о том, что их она устраивала. Отдельно нужно сказать, что не эта компания определяет, кто и в каком объёме будет производить колёса для метрополитена в стране, это могут делать и другие производители. Необходимо разбираться и с себестоимостью данного производства, структурой затрат именно выпуска колёс для метрополитена. Суммируя можно сказать, что данное дело не закончено, и выяснение истины ещё продолжится, тем более что пока на компанию не наложены взыскания», - сказал Баранов.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями ПФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.