Экономика
  1. Бизнес
  2. Экономика
Экономика
Нижегородская область
0

Российские автокомпоненты идут ко дну

автокомпоненты
Участники рынка опасаются его дальнейшего падения

Производители автокомпонентов констатируют, что для отрасли в России наступила сложная ситуация, и опасаются дальнейшего ухудшения. Падающие производство и продажи автомобилей тянут за собой сегмент комплектующих, рынок которых с 2014 года рухнул почти наполовину. Несмотря на некоторую стабилизацию экономики в России, участники рынка видят негативный тренд: дальнейшее снижение производства машин будет означать точку невозврата для их бизнеса. Подробнее – в материале РИА «ФедералПресс».

Отечественные и зарубежные производители автокомпонентов обеспокоены ситуацией на российском авторынке: по их словам, дальнейшее падение выпуска машин ниже 900 тыс. – 1 000 000 штук в год (в 2015 году показатель составил 1,213 млн единиц) может привести к постепенному сворачиванию бизнеса комплектующих. Ситуация обсуждалась в среду, 21 сентября, в рамках V Международного бизнес-саммита в Нижнем Новгороде, и по итогам дискуссии участники пришли к выводу о негативном тренде на рынке с краткосрочным прогнозом на снижение с дальнейшей двухлетней стабилизацией. 

По словам операционного директора по России компании Magna Ильи Смолина, развитию бизнеса автокомпонентов после кризисных 2008–2009 годов способствовал постоянный рост производства автомобилей и авторынка в целом, что повысило активность российских и международных игроков, которые инвестировали в новые предприятия. Однако с наступлением новых негативных явлений в экономике после геополитических событий 2014 года производство и продажи автомобилей снова пошли вниз высокими темпами.

«Рынок новых автомобилей оказался под большим давлением в нашей стране и снизился на 40–50 %. Это очень существенно влияет на автокомпоненты. Многие из нас привязаны к своим сборочным линиям, и, если нет заказов, то дела идут неважно. Как будет развиваться авторынок – предсказать сложно. Восстановление, к сожалению, пока не происходит. О стабилизации, наверное, тоже рано говорить – из месяца в месяц мы видим все-таки определенное снижение, и тренд остается негативным», – сказал Смолин.

По его словам, сегодня игроки рынка обладают современными предприятиями с высокими производственными мощностями (например, Magna располагает площадками в Калужской области, Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде), но государственные программы поддержки автопроизводителей лишь сдерживают дальнейшее падение российского рынка. Соответственно, компонентам нужна реализация, и они переключаются на другие отрасли экономики. В то же время налаживанию экспорта препятствует логистика: поставки на внешние рынки весьма затратны и приводят к снижению прибыли. «Есть возможности, но мы не можем их реализовать, потому что логистические затраты практически съедают весь возможный выигрыш», – отметил Илья Смолин.

В свою очередь директор компании «А.Раймонд РУС» (производит в Нижегородской области крепежные элементы) Владимир Загородников считает, что падение производства автомбилей в России ниже уровня 900 тысяч в год станет невозвратной точкой не только для автокомпонентов, но и для других связанных отраслей. «Падение производства автомобилей затронет производство двигателей, развитие химической промышленности, логистику. Поэтому цифра 900 тысяч – это кризисная точка. Если упадет еще ниже, начнется уже необратимый процесс», – сказал Загородников.

Снижение производства вследствие падения спроса на автомобили вместе с доходами населения и осторожностью банков сказалось на работе площадки Volkswagen на Горьковском автозаводе Группы ГАЗ в Нижнем Новгороде. В 2015 году конвейер по выпуску VW Jetta, Skoda Yeti и Octavia мощностью 132 тыс. машин приостанавливал производство четыре раза из-за негативных тенденций авторынка. Тем не менее, по словам гендиректора Volkswagen Group Rus Флориана Райтера, это время использовалось для отладки оборудования. «Необходимо использовать так называемый производственный простой для ремонта и налаживания оборудования. Также одной из основных сложностей является сохранение численности персонала», – считает Райтер.

Тем временем производители автокомпонентов испытывают трудности не только с сокращением сотрудников, но и с подбором квалифицированных кадров. Директор нижегородского представительства кадрового агентства «Анкор» Марина Артемьева рассказала об оттоке специалистов в области производства автокомпонентов в другие отрасли при увеличении требований самих компаний, что ведет к росту конкуренции при найме. «Несмотря на дефицит профессионалов в этой отрасли, компании, которые заинтересованы в найме, более пристально рассматривают кандидатов, проводят более жесткие интервью, предъявляют более серьезные квалификационные требования», – сказала Артемьева. При этом, отметила она, наблюдается снижение предлагаемого уровня заработной платы, ухудшение условий работы и компенсаций, тогда как квалифицированные специалисты не готовы снижать свои требования и идти на уступки.

В целом эксперты надеются, что производство автокомпонентов не ожидает длительное падение при условии дальнейшей стабилизации экономики, господдержки автокластеров и роста продаж на рынке. Пока загрузка мощностей составляет лишь 30–40 % от их возможностей. Также существуют проблемы инженерных исследований и проектирования автокомпонентов и трудности с локализацией производств. Между тем, по прогнозам Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи автомобилей к концу 2016 года составят 1,44 млн единиц, что на 10,3 % ниже прошлогоднего уровня. В таких же пределах (-10 %) падение авторынка прогнозирует Минпромторг России.

 

Фото с сайта autoexpert.com.ua

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.
Теги
автопром
Версия для печати
Загрузка...
Комментарии читателей
0
comments powered by HyperComments
YouTube 1