Top.Mail.Ru
Политика
Свердловская область
39

«В России возможен революционный сценарий». К чему готовится уральское подполье

На волне протестов, поднятой в ходе избирательной кампании Алексея Навального, на Урале оживились и другие несистемные игроки. По Екатеринбургу гуляют члены «Артподготовки» Вячеслава Мальцева, левые радикалы спорят об участии в первомайской демонстрации, а некоторые из них задумываются и о выдвижении на муниципальных выборах. В том, насколько далеки от народа участники молодежных движений и есть ли у них шанс занять значимую нишу на политическом поле разбирался корреспондент «ФедералПресс». Подробности — в нашем материале.

Силовики продолжают обыски у соратников бывшего кандидата в депутаты Госдумы и лидера общественного движения «Артподготовка» Вячеслава Мальцева. Ранее сам  оппозиционер был задержан за неповиновение полиции, что вызвало резонанс во многих российских городах, в том числе и в Екатеринбурге. В Сети появились фотографии с несанкционированной «прогулки» в поддержку оппозиционера. Судя по фото, в акции участвовали около двадцати человек. «Вообще «прогулки» начинались с двух человек, но в последнее время доходит и до тридцати пяти», – рассказывает корреспонденту «ФедералПресс» студент Андрей (имя изменено по его просьбе). Общее число активистов в Екатеринбурге – около шестидесяти, сообщил участник одиночного пикета в поддержку Мальцева Владимир Махлачев. На группу «ВКонтакте», однако, подписано гораздо больше.

«В «Артподготовке» меня привлекает идея о том, что страну разворовали. В других странах – в Норвегии, в ОАЭ – недра принадлежат народу», – говорит Махлачев. Андрей, в свою очередь, хвалит идею Мальцева о прямой демократии. Студент считает себя анархистом, но настаивает, что с Мальцевым необходимо сотрудничать, несмотря на его националистические и гомофобские высказывания. «Настоящие националисты ведь всего лишь хотят свободы для своего народа», – объясняет студент.

«Эти лозунги слишком часто используются и они стерлись. Лозунгом справедливости сложно кого-то привлечь: одни видят справедливость в одном, другие в другом. Путин тоже будет говорить о большей социальной справедливости. Если он что-то в этом плане делает, то кто ему сможет что-то противопоставить? Выходит неизвестный человек и говорит, что сделает больше?», – скептичен доктор политических наук, член «Изборского клуба» Сергей Черняховский. К тому же национализм Мальцева все же отталкивает от него левых, считает он: «Если ты уже замарался на одном, тебя не будут воспринимать в другом».
«Я считаю, что в России возможен революционный сценарий, так как на выборах власть никто не отдаст. Но революция может быть относительно бескровной, как в Восточной Европе или у нас в 1991 году», – рассказывает Махлачев. Он считает, что ошибкой России в 1991 году и Украины после Евромайдана был отказ от люстрации старой номенклатуры. «Если в России состоится смена власти, необходимо будет люстрировать министров, губернаторов, офицеров выше полковника, полицейских», – говорит активист.

«Артподготовка» в Екатеринбурге старается присоединяться к любым протестам, будь то антикоррупционные митинги, акции дальнобойщиков или пикеты в поддержку осужденных по болотному делу. «Настроения у них там сейчас очень радикальные, о революции говорят и прочих правильных вещах», – делится Андрей впечатлениями от поездки к бастующим дальнобойщикам. «Они очень рады любой поддержке, особенно сигаретам», – добавляет он.

Впрочем, не все левые столь же радикальны, сколь сторонники Мальцева. Неделю назад в Екатеринбурге побывал литератор Кирилл Медведев, представляющий «Российское социалистическое движение». В свое время его вольный перевод каталанской песни «L'Estaca» стал гимном протестов на Болотной. На встрече с представителями левых движений поэт выступал за участие в муниципальных выборах. По словам Медведева, это позволит стать ближе к населению. Екатеринбуржцы встретили идею РСД скептически. «Не надо лишний раз говорить, как народ относится к депутатам. К тому же одна из главных проблем активистов – отсутствие свободного времени, а депутату придется тратить его на рутинную работу», – объясняет участник собрания, пожелавший сохранить анонимность.

Первый секретарь свердловского обкома КПРФ Александр Ивачев не считает, что РСД или другие «маргинальные группы» смогут увести его электорат. «Мы формируем максимально широкую коалицию левопатриотических сил. Мы можем закрыть глаза на некоторые разногласия и ищем главное, объединяющее нас, – те идеи, которые отражены в программе КПРФ. Маргинальные группы выдвигают жесткие условия к своим членам или используют методы, которые не всех устраивают. К тому же КПРФ поддерживают именитые экономисты, деятели культуры, ученые, а другие группы этим похвастаться не могут», – объяснил депутат корреспонденту «ФедералПресс».

Руководитель уральского отделения ФоРГО Анатолий Гагарин полагает, что привести протестную молодежь на выборы будет сложно: по его мнению, она пока способна лишь на спорадические акции, а не на постоянную активность. Если очередная акция будет приурочена к выборам, то это позволит мобилизовать такой электорат, однако власти постараются исключить такой сценарий, говорит политолог. «Левая идеология привлекательна для молодежи, но движению не хватает заметных лидеров», – оценивает он ситуацию в целом.

Еще одним камнем преткновения для несистемных социалистов стало участие в первомайской демонстрации. «Некоторые – «Левое социалистическое действие», «Левый блок», «Объединенная компартия» – решили присоединиться к РКРП. При этом РСД и анархисты, которые в прошлом году делали свое шествие, считают, что РКРП слишком авторитарна, да и на фоне ее привыкших к постоянным митингам активистов легко потеряться», – рассуждает участник собрания. «Вообще эффективность первомайских шествий близка к нулю, это просто имитация хоть какой-то деятельности и напоминание о собственном существовании», – добавляет он. В итоге недовольные решили совсем отказаться от какого-либо шествия, рекомендовав своим сторонникам посетить неполитическую «Монстрацию», рассказывает активист.

Стоит отметить, что активность перечисленных движений пока действительно выражается в основном в форме митингов. Так, они вместе с «Артподготовкой», «Парнасом» и другими оппозиционерами участвуют в «Стратегии-6» (пикеты в поддержку осужденных по «болотному делу»), в январе некоторые выходили на акцию памяти антифашистов Станислава Маркелова и Анастасии Бабуровой. Отношение к митингам Алексея Навального у левых в целом одинаковое: бороться с коррупцией нужно, но смена лидера при сохранении капиталистического строя ничего не даст. Каким образом сами екатеринбургские активисты приближают социализм, сказать сложно: хотя в манифестах немало говорится о профсоюзном движении, самоорганизации и борьбе за права трудящихся, никаких следов работы в этом направлении нет даже на официальных страницах ячеек.

«Нет внутреннего драйва и способности предложить яркие идеи и в той яркой форме, которая может быть воспринята обществом. Есть очень большое противоречие между именем и апелляцией к образам коммунистического прорыва, коммунистического накала и тоскливым, консервативным политическим темпераментом», – характеризует леворадикальные группы Черняховский. По его мнению, левым на выборах нечего противопоставить президенту Владимиру Путину. «Вывод из приватизации стратегических отраслей, создание советов специалистов на предприятиях, поднятие престижа производящих профессий, образования, науки», – перечисляет он обещания главы государства, которые отвечают запросам прокоммунистического электората. «Левые группы могли бы поработать на задел на будущее, на ту идею, которая могла бы прорасти, но для этого они слишком зашорены», – сказал он.

В целом для левых очевидно, что многие из вышедших на протесты 26 марта равнодушны к Навальному, а их энергию можно направить в другую сторону, продвигая социальную повестку и развивая идеи низового самоуправления. «Хороший пример был в Иркутске, где анархисты давно развивали «сеть солидарности» [объединение для взыскания долгов по зарплате «коллекторскими» методами – ФП] и другие проекты. Они активно участвовали в местном «совете несогласных», хоть это и закончилось задержаниями», – говорит активист. Об иркутской истории «ФедералПресс» писал на позапрошлой неделе. Ожидать подобного в Екатеринбурге трудно, признают практически все опрошенные: леворадикальное движение слишком раздроблено, а основным недостатком является отсутствие популярных проектов.

«Среди жителей городов, без сомнения, будет много тех, кому близки левые взгляды – или, по крайней мере, левая риторика и повестка справедливого государства», – говорит кандидат политических наук, доцент РАНХиГС Екатерина Шульман. При этом она считает, что сейчас «городское население любых взглядов политически не репрезентировано, за исключением чиновничества и силовиков». Шульман полагает, что отсутствие сильного левого политического и профсоюзного движения в стране, где большая часть населения является низкооплачиваемыми наемными работниками, – аномалия. Однако такая партия сможет добиться успеха лишь при более конкурентных выборах, указывает она. «Несвободная политическая система – это перманентный парад симулякров», – сетует политолог.

Фото из соцсетей

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями УрФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.