Top.Mail.Ru
Политика
Тюменская область
0

СМИ как катализатор социальной активности. Круглый стол «ФедералПресс» на форуме «Сообщество»

ТЮМЕНЬ, 21 июля, ФедералПресс. Могут ли социальные проекты массмедиа выступать катализаторами гражданской активности? Такой вопрос поставил перед экспертами из региональных медиа тюменский пресс-центр «ФедералПресс», выступивший организатором одной из дискуссионных площадок на форуме активных граждан «Сообщество», который проходит в эти дни в Тюмени.

Как показывает практика различных регионов УрФО, СМИ могут вполне успешно инициировать значимые социальные проекты, непосредственно влияющие на качество жизни в городах. Личным опытом представители уральских медиа и общественных организаций охотно поделились с коллегами на площадке «ФедералПресс» в рамках работы форума. 

Модератором дискуссии выступил главный редактор журнала «Русский репортер» Виталий Лейбин, который отметил, что использовать соцпроекты медиа могут не только для общественной, но и для своей пользы. Ведь любая общественная активность служит дополнительным пиаром, а если проект направлен на поддержку социально незащищенных групп населения (детей, сирот, инвалидов, пенсионеров) либо имеет большое культурное или историческое значение, то медиа повышает доверие аудитории. Но безусловно, в основном в этом деле движет не столько жажда повысить тираж или трафик. Все-таки на первом месте желание изменить жизнь вокруг, сделать свой город и регион немного лучше. Во всяком случае, такое впечатление сложилось после выступлений спикеров на площадке пресс-центре «ФедералПресс».

Первым Виталий Лейбин предоставил слово члену Общественной палаты РФ от Челябинской области Феликсу Панову. В столице Южного Урала молодой активист создал общественное эко-движение «Время Че», а также одноименную газету. Основной задачей участники проекта видят борьбу с незаконными свалками, загрязнением воздуха промышленными выбросами. «Все знают, что Челябинская область – это промышленный регион. Только в черте города находятся 6 крупных металлургических предприятий. Естественно, все это отражается на состоянии окружающей среды, – заметил Феликс Панов. – Есть ряд других проблем, в частности с вывозом твердых бытовых отходов».

Один из проектов организации посвящен ликвидации одной из крупнейших в стране городских свалок. Она создана еще в 1949 году и формально была закрыта в 1992, но туда продолжают свозить отходы. Активисты добиваются рекультивации свалки. «Этот полигон, расположенный между жилыми районами, занимает площадь в 80 га и по размеру занимает третье место в России, – говорит Феликс. – Мы активно информируем население о том, как решается эта ситуация, какие мероприятия планируются». Еще одна большая проблема Челябинска – низкое качество питьевой воды.

Для распространения информации об экологических проблемах участники движения активно используют социальные сети. При этом тщательно изучают аудиторию разных платформ, чтобы точнее доносить информацию до разных возрастных групп. Но и от традиционных СМИ общественники не отказываются. Более того, эко-движение учредило собственное ежемесячное печатное издание тиражом 30 тысяч экземпляров для освещения проблем окружающей среды в регионе. Также организация открыла лофт, где проводит различные акции, мероприятия, круглые столы, пресс-конференции и мастер-классы. Кроме того, активисты регулярно устраивают эко-патрули по городу.

Виталий Лейбин заметил, что на такую бурную деятельность нужны средства. При этом экологические общественные организации обычно «зубастые» и всегда находятся в конфликте как с чиновниками, так и с местным бизнесом, который является одним из источников загрязнения окружающей среды. Поэтому модератор поинтересовался у Феликса, насколько «Время Че» свободно от влияния местных властей в своей деятельности. Основатель движения «Время Че» заверил, что у активистов сложные отношения с администрацией. «Тем не менее, свою миссию мы видим не в том, чтобы стоять с мечом над головой чиновника, а в выстраивании качественной эффективной коммуникации», – отметил Панов. И привел в пример ситуацию, когда общественники заставили привлечь к ответственности муниципальные службы за незаконную вырубку деревьев. В итоге виновные выплатили большие штрафы и высадили новые деревья.
Авторы другого общественного проекта – основатели рекламной группы «Курьер», крупнейшего медиахолдинга Курганской области, уже 12 лет проводят в родном городе турнир по дворовому футболу. Начали с того, что занялись ремонтом дворовых кортов. Со временем турнир стал значимым событием для всего Кургана. Его освещают практически все местные СМИ, даже прямые конкуренты медиахолдинга. Организаторам удалось привлечь крупных спонсоров, а в числе учредителей призов фигурируют даже футбольные клубы РФПЛ «Локомотив» и «Зенит». На сегодняшний день в соревнованиях участвуют уже более 1000 человек разных возрастов, финал проводится в августе в День города.

Проект «оброс» различными сопутствующими мероприятиями, например конкурс селфи для болельщиц, различные шоу, розыгрыши призов и многое другое. Турнир служит и воспитательным целям. Так, команду из своих воспитанников выставила детская комната милиции. В то же время, делится один из авторов идеи турнира Ярослав Климко, с каждым годом в соревнованиях участвует все больше взрослых, а вот детей становится меньше. Он связывает это с влиянием гаджетов на новые поколения, которые не проявляют большого интереса к спорту и активной деятельности. Даже возник слоган, констатирующий печальную тенденцию: «Айфонов больше – футболистов меньше».

Коллеги расспросили организаторов турнира о взаимодействии с местными органами власти. Общественники признались, что порой возникают конфликты на почве вопроса о очередности ремонта дворовых спортивных площадок. Еще один любопытный проект реализовали коллеги из ХМАО. Редакция газеты «Новости Югры» благодаря своей акции собрала более 600 тысяч рублей на реконструкцию заброшенного амбара в деревне Сухоруково. На поверку это оказалось уникальное 100-летнее здание, имеющее несвойственный для региона архитектурный облик. Журналистский проект объединил сотни неравнодушных жителей округа. В итоге разваливавшееся строение удалось превратить в культурно-исторический объект, для которого сами жители собрали старинные вещи. Акция вызвала такой резонанс, что всколыхнула интерес к истории Югры у многих жителей округа, в том числе детей.

В ходе обсуждения инициатив коллег участники дискуссионной площадки, среди которых были редакторы крупных региональных изданий, телекомпаний и руководители медиахолдингов, пришли к выводу, что через подобные социальные проекты медиа могут иметь большое влияние на жизнь своих территорий и вовлекать граждан в активную деятельность. Но для большего эффекта, как и в работе любой некоммерческой организации, важно уметь выстраивать равный конструктивный диалог с органами власти.

Напомним, форум активных граждан «Сообщество», организованный Общественной палатой Российской Федерации, в этом году проходит уже в пятый раз. Его цель - выявить состояние некоммерческого сектора в регионах, обсудить проблемы и пути их решения, поддержать эффективные практики гражданской активности.

В двухдневной программе для представителей органов власти и бизнеса предусмотрена специальная секция, направленная на обмен опытом и поиск работающих моделей сотрудничества с социально ориентированными НКО, общественными инициативами и активными гражданами. Участники из разных сфер приняли участие в экспертных дискуссиях, общественных слушаниях, тренингах, мастер-классах, обсудили презентации лучших практик, обсудили возможности сотрудничества. Во второй день к работе форума подключились школьники, активные подростки, участники волонтерских движений.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями УрФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.