Top.Mail.Ru
Экономика
Республика Саха (Якутия)
0

«Остановка рудника «Мир» будет иметь последствия для бюджета Якутии». Глава республики Саха Егор Борисов – об актуальных для региона вопросах

На полях Восточного экономического форума «ФедералПресс» удалось пообщаться с главой республики Саха (Якутия) Егором Борисовым. Председатель правительства рассказал о проблемах, сопряженных с остановкой рудника «Мир», поделился секретом успешной реализации концепции демографической политики Дальнего Востока и намекнул на создание третьей ТОР в республике.

– Егор Афанасьевич, о ВЭФе… Полпред президента в ДФО Юрий Трутнев заявил, что наступил второй этап развития макрорегиона. Как Якутия связана с этим этапом, какой смысл Вы вкладываете в это заявление?

– На третьем ВЭФ и президент России, и представители правительства, которые работали с нами вместе, сделали такой вывод: начался второй этап. Речь идет о том, что первые два форума определяли точки соприкосновения с инвесторами из стран АТР. В частности, это КНР, Япония, Корея. После первых форумов вели очень много переговоров, определяли, в каком направлении двигаться. Сегодня же картина вырисовывается окончательно, мы переходим на следующий этап. Это реализация конкретных проектов, которые уже дают результаты.

В Якутии, например, существует ТОР «Южная Якутия». Он успешно работает, и мы начинаем привлекать туда новых инвесторов. Есть понимание, как ТОР развивать дальше.
ТОР «Кангалассы» приносит свои плоды. Мы работаем там с Японией. Сегодня премьер-министр Синдзо Абэ заявил, что в Якутске выращиваются помидоры. И это факт – он уже свершился. Сейчас надо заниматься расширением, фактической реализацией тех проектов и планов, которые мы определяли на первом этапе.

– Невозможно не спросить про аварию на руднике «Мир». Как руководство республики контролирует ход ликвидации последствий аварии и расследование?

– Мы все держим под контролем. Согласовываем все действия, которые предпринимает компания. Мы сразу объявили, что расследование требует определенного времени. Поскольку это надо изучать досконально, с привлечением независимых экспертов.

Что касается восстановительных работ, то мы давали поручения от имени наблюдательного совета руководству компании, чтобы они прорабатывали варианты и предложения. Мы их рассмотрим на ближайшем заседании совета. Также я общался с министром финансов РФ Силуановым. Думаю, что будет последовательный ряд совещаний и рабочих встреч с представителями компании. Надо тщательно выбрать путь восстановления.

– Остановка «Мира» серьезно скажется на бюджете региона? Потеряете ведь налоги…

– Компания действительно работала стабильно, занимая первое место по добыче и реализации алмазов в мировом бизнесе. На руднике добывались очень хорошие и качественные алмазы в огромных объемах. Последствия для республики, конечно, будут. Сокращение добычи в будущем повлияет на объемы продаж. Будем думать, как возместить эти объемы за счет перераспределения по другим подразделениям компании.

Если мы пойдем на восстановление «Мира», будут дополнительные затраты. Соответственно, уменьшится прибыль. А это последствия для бюджета республики, поскольку мы основную долю налогов получали за счет прибыли компании. На встрече с Силуановым мы этот вопрос тоже обсуждали.

Надо возмещать производство. В этом году мы по всей вероятности за счет запасов решим проблему по объемам продаж. А вот к следующему году надо будет наращивать объемы производства алмазов. Необходимо начать освоение месторождения.

– И еще об алмазах… В первый день форума обсуждалась перспектива развития бизнеса по огранке алмазов. Поднималась проблема нехватки квалифицированных кадров…

– Субъекты Дальнего Востока имеют определенную особенность по объему рынка. Главная проблема не в том, что на ДВ сложности с инфраструктурой или институтами поддержки бизнеса… У нас есть технопарки, фонды, банки, венчурные фонды – все условия для того, чтобы малый бизнес работал. Но он сам по себе чувствует сложности по вполне объективным причинам. Это ограниченность инфраструктуры непосредственно – нет связей, нет дорог. И есть определенные сложности, связанные с недоступностью финансовых ресурсов. Мы не можем просто взять и начать заниматься любым видом деятельности. Мы не связаны рынками. Поэтому нам надо думать о тех производствах, которые можно с меньшими затратами производить в Якутии. Это означает, нам надо развиватьIT-технологии – огранку, ювелирку. В этом направлении мы пересматриваем сегодня свою позицию. Не хватает кадров по IT-технологиям, огранке, ювелирке, по ним работаем в первую очередь.

– Одна из тем ВЭФ – дальневосточный гектар. Как в Якутии обстоят дела с выдачей, под что берут землю и интересуются ли жители других регионов?

– Когда принимался закон, самый большой шум стоял в общественном обсуждении именно в Якутии. Потому что была определенная обеспокоенность у людей тем, что, если будет принят такой закон, все земли будут розданы людям, которые приедут из-за пределов республики.

Но мы понимали, что люди, которые хотят брать земли, хотят заниматься делом, и поддерживали этот законопроект. Свои предложения внесли с учетом тех или иных опасностей, которые могут появиться. И наши все предложения были приняты.

По ДВ больше ста тысяч гектаров уже раздали. В частности, в Якутии было 18 тысяч заявок, из них в половине случаев уже земли оформлены. Люди хотят заниматься сельским хозяйством, производством. При этом сегодня уже люди начинают задумываться, как получать земли коллективно, создавать коллективные производства.

Республика Саха (Якутия) приняла свое дополнительные решения – один закон и один указ, где мы дополнительно даем возможность получать бесплатно земли для развития табунного коневодства, личных подсобных хозяйств. Несмотря на то, что мы на Севере, мы занимаем второе место после Приморья по интересу к гектару.

– Вчера обсуждали демографическую политику ДВ, по которой население должно прирасти на 300 тысяч. В Якутии вроде с этим вопросом полный порядок?

– Да, мы решаем эту задачу. При поддержке правительства республики, при поддержке президента Владимира Путина. Мы единственный регион Дальнего Востока, кто держит показатель естественного прироста. У нас самая высокая продолжительность жизни в макрорегионе – 71 год. Мы сократили смертность, улучшаем другие показатели качества жизни.

– Егор Афанасьевич, из всего общения Вашего на ВЭФ сложилось впечатление, что будет третий ТОР в Якутии?

– Предыдущие ТОРы открывались быстро и неожиданно – буквально за пару месяцев. Думаю, сейчас произойдет так же. Подробностей пока не раскрою.

Фото: kremlin.ru

Сюжет по этой теме
24 декабря 2021, 08:30

Лучшие интервью за 2021 год

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.