Сегодня, 26 октября, коллегия Курганского областного суда подтвердила приговор суда первой инстанции, который вынес обвинительный приговор главе Кетовского района Александра Носкова за получение взяток и злоупотребление полномочиями. Подробности – в материале «ФедералПресс».
Сегодня коллегия областного суда по уголовным делам во главе с Алексеем Тюриным рассмотрела апелляционное представления прокуратуры и апелляционную жалобу главы Кетовского района Александра Носкова и его адвокатов на приговор районного суда.
Напомним, 14 августа Кетовский районный суд признал главу Кетовского района Александра Носкова виновным в получении с марта 2013 года по июль 2014 года трех взяток от предпринимателя Александра Кузьменко, когда Носков работал председателем Кетовского сельсовета. Речь идет о трех взятках по 100 тыс. рублей, за что Носков, по версии следствия, помог оформить Кузьменко три земельных участка – в 10 тыс. кв. м, 8 810 кв. метров и 18 тыс. кв. метров – в районе поселка Придорожный и развилки шоссе Тюнина в аренду для использования под надуманным предлогом. А Кузьменко затем переоформил эти участки в собственность себе и своей теще Бабуриной с целью перепродажи.
Александр Носков вины не признал, заявив, что его оговорили. Но районный суд счел, что вина Носкова в совершении трех преступлений, предусмотренных ч.2 ст.285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями главой органа местного самоуправления), и трех преступлений, предусмотренных ч.4 ст.290 УК РФ (получение взятки в значительном размере за незаконные действия главой органа местного самоуправления), полностью доказана.
Хотя государственный обвинитель Алексей Киселев просил приговорить Носкова к реальному лишению свободы на срок 5 лет 6 месяцев и к штрафу в 5 млн рублей, районный суд в приговоре ограничился штрафом в 3,5 млн рублей и лишил права занимать должности, связанные с исполнением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций на госслужбе и в органах МСУ сроком на 4 года ( прокурор говорил о запрете на 3 года).
Алексей Киселев обжаловал вердикт суда первой инстанции «ввиду чрезмерной мягкости назначенного наказания». Кроме того, прокурор просил лишить Носкова права занимать административные должности на 3 года, а «суд применил статью закона в более поздней редакции, чем ухудшил положение Носкова», доложил член коллегии Василий Потюков, цитируя представление прокурора.
Прокурор просил областной суд назначить Носкову наказание в виде реального лишения свободы, с запретом занимать должности на муниципальной службе и штрафом, кратным сумме взятки.
Александр Носков и его защитники Марина Толстикова и Олег Попов в апелляционной жалобе просили коллегию облсуда приговор отменить, а Носкова оправдать. По мнению защиты, виновность Александра Носкова в суде не доказана, так как не доказан факт получения Носковым взяток, приговор не содержит описания события преступления. И все обвинения основаны на записи разговоров Кузьменко и Носкова, но в разговоре речь шла не о взятке, а об оплате проекта стадиона для Кетовского сельсовета.
Сегодня в суде по ходатайству Марины Толстиковой и Олега Попова оглашены документы из уголовного дела, касающиеся файлов записей бесед Кузьменко и Носкова, осмотра диктофона, которым Кузьменко делал запись, и заключений эксперта ФСБ о возможности монтажа этих записей.
По мнению защиты, документы содержат противоречия. Например, в деле есть запись, помеченная 20 мая 2013 года, причем в ней идет речь о том, что «спускаемся потихонечку, очень скользко», а на файле от 2 июня 2013 года говорится, что «греется автомобиль». Эти файлы в областном суде были заслушаны 17 октября. Алексей Киселев отметил, что сам Носков не оспаривал факт такого разговора именно в декабре, а несовпадение даты на файлах (вместо декабря май и июнь) прокурор объяснил тем, что на диктофоне при записи можно поставить любой месяц.
Как отметила Марина Толстикова, эксперт ФСБ Ирина Попова в официальном заключении заявила о невозможности установить признаки монтажа этих записей, «в связи с отсутствием в экспертном подразделении УФСБ России по Курганской области специалиста по техническому исследованию фонограмм». В одном случае в документе диктофон не имеет ни номера, ни марки, в другом – есть и то, и другое. А это вызывает сомнения в идентификации этих предметов.
Прокурор просил коллегию облсуда ужесточить наказание Носкову, сократив срок дополнительного наказания на один год.
В прениях защита говорила, что есть сомнения в подлинности записей, и отрицала возможность произвольной установки даты записи на диктофоне вручную. Поэтому, заявила Марина Толстикова, запись не может считаться допустимым доказательством по делу. Кузьменко показал, что давал взятки трижды – в марте, августе и декабре. Но, отметила Толстикова, «по марту и августу у обвинения вообще доводов нет, а в декабре единственным доказательством является эта запись. Причем Кузьменко говорил в суде, что давал взятки всегда после того, как согласовывал заявление с Носковым о предоставлении земельного участка. Хотя обвинение утверждает, что Носков получил взятку в декабре 2013 года за участок в 18 тыс. кв. метров, но заявление об этом участке Кузьменко написал только 14 января 2014 года».
А показания свидетеля обвинения Иванова против Носкова, как он сам говорил, были способом защиты, чтобы не стать обвиняемым по другому делу. Но это ему не помогло – сейчас дело против Иванова и ряда чиновников муниципалитета также рассматривается в суде.
Защитники Носкова просили суд отменить приговор первой инстанции как необоснованный.
В последнем слове Александр Носков заявил, что «родился и вырос в православной семье, для меня семь смертных грехов серьезное наказание. Один из этих грехов – не укради. Никогда я этого не делал. Всегда работал и, надеюсь, буду работать на благо родного Кетовского района. Не согласен с тем, что мне вменяется. Прошу приговор отменить».
Коллегия областного суда после 20-минутного совещания огласила вердикт – приговор суда первой инстанции в части основного наказания Александру Носкову оставить в силе, сократив срок дополнительного наказания до 3 лет.
Комментируя это решение, Алексей Киселев сказал, что оно означает, что с сегодняшнего дня Александр Носков должен оставить свою должность.
Александр Носков сегодня в разговоре с «ФедералПресс» в 12 часов МСК сообщил, что уже ушел с должности, и обязанности главы Кетовского района исполняет его заместитель Олег Язовских.
«Но я пойду до Москвы, буду обжаловать судебное решение вплоть до Верховного суда РФ», – сообщил он.
«ФедералПресс» продолжит следить за развитием событий.
Фото: Uralpolit.ru