Top.Mail.Ru
Общество
Волгоградская область
0

Иногородние автобусы сворачивают из Волгограда

Власти вынужденно одумались и будут развивать муниципальный транспорт

Ситуация с пассажирскими перевозками в Волгограде будоражит общественность с декабря прошлого года, когда на основные маршруты города вышло дочернее предприятие скандально известного в других регионах транспортного холдинга «Питеравто». Его воцарение на городских дорогах совпало с резонансным уничтожением решением властей маршрутного такси, а также многочисленными скандалами по поводу качества техники и уровня подготовки водителей нового перевозчика. А в конце октября иногородние транспортники несколько маршрутов неожиданно бросили, что объяснили их нерентабельностью. Выводить город из непростой ситуации призван новый отраслевой руководитель, которому сразу присвоили статус вице-мэра. Почему перевозчику ничего не грозит за снятие с маршрута, правда ли, что бывший чиновник мэрии лоббировал их интересы, а действующий вице-губернатор является интересантом, а главное что будет с транспортом дальше – во всех хитросплетениях разобрался «ФедералПресс».

Никуда не поедем?

«Да чего вы про них злословите, больно умные что ли? Вот питерские уйдут, вы вообще пешком ходить будете», – говорит кондуктор муниципального предприятия «Волгоградское пассажирское автотранспортное предприятие №7» (ВПАТП-7) пассажирам, толкающимся с утра в автобусе №6. Такую сцену вчера удалось наблюдать лично.

Впрочем, скорее всего, похожие разговоры происходят регулярно. В последние недели обострились и ЧП, вызванные давкой в автобусах. Городская общественность считает, что автобусов не хватает.

Действительно, с 20 октября в некоторых частях Волгограда стали обыкновением локальные транспортные коллапсы. Сразу несколько маршрутов общественного транспорта без предупреждения прекратили работу. Речь о маршрутах №59 , 6К и 88. Обсуживало их ООО «Волгоградский автобусный парк» (ВАП). Компания в одностороннем порядке решила отказаться от этих маршрутов.

Как пояснили «ФедералПресс» в администрации Волгограда, указанные маршруты «обслуживались перевозчиком автобусами средней вместимости вне рамок муниципального контракта», то есть без получения субсидии от муниципального бюджета.  «Предприятие обратилось в профильный комитет администрации Волгограда за получением разрешений на обслуживание маршрутов. И ему выдали их на общих основаниях, как любому другому частному перевозчику».

Результаты проведенного осенью исследования пассажиропотока показали, что для обеспечения волгоградцев достойным уровнем пассажирского обслуживания на маршрутах №59 и №88 следует заменить автобусы средней вместимости подвижным составом большого формата.

Поэтому, отметили в мэрии, выданные перевозчику весной сроком на 180 дней разрешения и не были продлены. Теперь к обслуживанию этих маршрутов автобусами большой вместимости вынужденно приступило ВПАТП-7.  Еще один маршрут – №6К «Пос. Аэропорт – ул. Землячки» – по данным упомянутого анализа пассажиропотока пользовался очень маленьким  спросом у волгоградцев. 

«Ситуация не улучшилась с продлением этого направления до остановки «Ул. Космонавтов» в микрорайоне «Семь ветров». Для удобства жителей пос. Аэропорт и Гумрак работает вспомогательный маршрут №9 «Пос. Аэропорт  – Школа №33». Впервые муниципальный маршрут из Аэропорта охватил сразу четыре школы и больницу.  Для удобства школьников, проживающих в пос. Аэропорт и Гумрак, график движения автобусов синхронизирован с расписанием начала и окончания занятий в школах №102 и №33, гимназии №11 и лицее №8», – добавили в горадминистрации.

 

Путь на большую дорогу

Напомним, в декабре прошлого года ВАП по конкурсу стал обслуживать 7 ключевых муниципальных маршрутов Волгограда. Решение властей, несмотря на то, что оно было давно ожидаемым, вызвало бурную реакцию общественников и контролирующих структур. Против того, чтобы отдать самые востребованные городские маршруты «инвестору» выступало регионально управление ФАС, активисты ОНФ. В числе доводов против оператора, которого власти предпочитают называть «инвестором» было то, что вместо развития собственного транспорта, городской бюджет тратит большие деньги – 362 млн рублей ежегодно на субсидирование деятельности нового перевозчика. 

Для сравнения, собственному автобусному предприятию ВПАТП-7 на 2017 выделили всего  34 млн. рублей.  Неоднократно появлялась информация, что основной акционер ВАП «Питеравто» привезет в Волгоград технику, бывшую в употреблении. Однако подтвердить эти предположения не удалось, разве что косвенно на это может указывать очевидно высокий уровень аварийности автобусов нового перевозчика. Это, впрочем, может быть связано с не всегда достаточным уровнем профессиональной подготовки водителей ВАП.

В частности за рулем ЛИАЗов этой компании оказалось много вчерашних водителей маршруток. Интересно, что потеряли они работу как рас в результате захода ВАП на волгоградский рынок. Власти потребовали закрыть  большинство маршрутных такси. Маршрутчики, конечно, проводили громкие протестные акции, их требования даже официально поддержал УФАС, однако в суде мэрии удалось отстоять свою позицию. Вместе с тем и сейчас ряд перевозчиков продолжает вести свою деятельность фактически в нелегальном формате – они вешают на стекла табличку «заказной», маршрутки  регулярно штрафуют, но с маршрутов перевозчики не уходят. Что, впрочем, сейчас должно радовать горожан.

К работе ВАП было немало нареканий, однако в целом компания с обязанностями научилась справляться. По крайней мере, в нынешнем формате представить движение в Волгограде без их автобусов проблематично.

 

Что случилось

Источник, близкий к руководству ВАП, уверяет, что сокращение маршрутов произошло не только по среднеразмерному транспорту. По его словам, решением «Питеравто» были сняты и направлены в другие регионы присутствия компании около 20 ЛИАЗов и 30 ПАЗиков(как раз они среднего размера – прим. «ФедералПресс»). Источник подтверждает сообщения об убыточности маршрутов, но добавляет, что холдинг близок к тому, чтобы поставить вопрос о полном отказе от работы на волгоградском рынке. По словам информированного собеседника, «некорректно соблюдаются некоторые договоренности, которые были в основе партнерства».

 «Не могу сказать, что у них удобные и качественные машины. К тому же на них влияют наши дороги. Их же более-менее сделали только по основным магистралям, а ездят автобусы и   по разбитым. Эти машины не совсем предназначены для того, чтобы эксплуатироваться в таких жестких условиях», – рассуждает  член регштаба ОНФ, руководитель волгоградского отделения «Движения автомобилистов России» Армен Оганесян

По мнению ряда наблюдателей у «Питеравто» в волгоградской мэрии даже был своего рода блюститель интересов. В такой роли предположительно выступал Дмитрий Веркин, переехавший в Волгоград из Новгорода. Там Веркин возглавлял муниципальное автопредприятие и даже стал фигурантом уголовного дела за неуплату налогов, причем допустил это правонарушение он в ситуации, когда продолжал исправно платить лизинговые платежи в адрес дочерней компании холдинга «Питеравто». В результате Веркин, уже будучи председателем комитета по транспорту мэрии Волгограда, погасил долги и юридические претензии к нему были сняты. В том же время чиновник, которого называли главным по проведению транспортной реформы, предпочитал не светиться на публике, а на вопросы о транспортной схеме, которая до сих пор не устоялась, отвечал другой чиновник Виталий Земцов.

В середине октября 2017 Веркин из мэрии Волгограда был уволен. Причем об этом не сообщалось на портале горадминистрации, а даже государственные СМИ написали о факте со ссылкой на «источники в мэрии». Больше того на начало ноября фамилия Дмитрия Веркина значилась на сайте горадминистрации в качестве председателя комитета. 

Впрочем, эти нестыковки официально разъяснили в мэрии: «Дмитрий Веркин работал в должности зам. руководителя департамента городского хозяйства мэрии Волгограда до 13 октября 2017-го. И освободил ее в соответствии с заявлением об увольнении по собственному желанию. Комитет транспорта, промышленности и связи, председателем которого прежде являлся Дмитрий Викторович, не существует с июля 2017 года в результате вхождения в состав департамента городского хозяйства. Страница комитета на официальном сайте администрации Волгограда не актуальна с этого момента времени и на сегодняшний день удалена администратором сайта. Актуальная информация о руководящем составе департамента городского хозяйства содержится в соответствующем разделе на официальном сайте.

У ВАП есть еще одна интереснейшая история, возможно, связывающая предприятие с еще видным чиновником. Дело в том, что помимо дочерней структуры «Питеравто» акционером ВАП является физическое лицо Юлия Москаленко, которой принадлежит 30 % акций компании. О ней известно немного, кроме того, что она выходец из города Клинцы Брянской области. Оттуда же в Волгоград приехал Александр Сиваков. В течение почти двух лет он занимал пост первого вице-мэра Волгограда, а в ноябре 2016 был назначен заместителем губернатора и председателем комитета экономического развития.  Сивакова считают не только самым деятельным, но и самым близким к губернатору Андрею Бочарову членом региональной управленческой команды.

В совпадении бывшего места жительства заместителя губернатора и совладелицы ВАП, разумеется, нет ничего крамольного. Но, по утверждению ряда региональных СМИ, Москаленко ранее являлась сотрудницей клинцовского предприятия «Три медведя», которое принадлежало как раз Сивакову. Один из депутатов волгоградской областной думы направлял в Генпрокуратуру запрос с просьбой проверить действия Александра Сивакова на предмет возможного конфликта интересов. Надзорный орган прямой связи вице-губернатора с ВАП не установил, зато отметил, что до 16 марта 2015 года Сиваков был учредителем того самого ООО «Три медведя», в то время как 24 февраля был назначен на пост заместителя главы администрации Волгограда. «О допущенных Сиваковым А.А, нарушениях прокурором Волгоградской области 3 августа 2017 года проинформирован губернатор Волгоградской области», – сообщается в письме Генпрокуратуры (копия есть у «ФедералПресс»).

 

Город одумался

По сведениям, полученным в администрации Волгограда, сейчас проблем с транспортом в Волгограде нет. В мэрии особо подчеркивают, что ВАП исполняет оба муниципальных контракта – на 7 опорных маршрутов и 6 вспомогательных. «149 единиц транспорта большой вместимости в рамках муниципально-частного партнерства обслуживают 7 муниципальных опорных маршрутов,  15 аналогичных машин находятся в резерве автопарка. Еще 67 автобусов средней вместимости следуют по 6 вспомогательным направлениям», – пояснили в администрации Волгограда. 

 «Некоторые у нас очень любят говорить про комплексный подход. Но этого комплексного подхода к решению транспортной проблемы города и близко нет, – уверен Армен Оганесян, – такой подход подразумевает развитие в первую очередь муниципального транспорта. А этого я у нас особо  не вижу. Так, с миру по нитке что-то».

Но, похоже, что угроза ухода ВАП, ставшего на некоторых направлениях практически монополистом, напугала власти.

Вместо Дмитрия Веркина горадминистрация оперативно нашла нового руководителя направления, причем ему решили дать более высокий пост.

На должность заместителя главы администрации Волгограда назначен Сергей Разумный. В недавнем прошлом он работал гендиректором ГУП «Мосавтотранс»(Московская область), обслуживающего больше 1000 маршрутов.  Не чужой он и для Волгоградской области – здесь Разумный служил в армии, а позже возглавлял дистрибуторским центр завода «Волжанин»(ныне «Волгабас»).

Как ранее сообщал «ФедералПресс» именно на автобусы волжского производства делает ставку ВПАТП-7. Производитель обеспечивает сервис и постгарантийное обслуживание.

Сейчас МУП выводит на линии 145 автобусов большой и средней вместимости. 122 машины работают на опорных маршрутах. Напомним, что 104 новых низкопольных газомоторных автобусов большой вместимости пополнили автопарк предприятия при поддержке регионального и федерального бюджетов в течение последних трех лет. В 2014 году средний возраст подвижного муниципального предприятия составлял около 15 лет, то сегодня – всего чуть больше 5 лет. «Это способствовало уменьшению расходов перевозчика и увеличению выручки одновременно с ростом пассажиропотока», – отмечают в мэрии.  – как следствие, развитию МУП «ВПАТП №7» и муниципального общественного транспорта в целом.

«В настоящее время власти Волгограда рассматривают возможность дальнейшего расширения автобусного парка предприятия, прорабатывая различные варианты приобретения новых машин. Кроме того, в октябре 2017 года в оперативное управление МУП «ВПАТП №7» переданы приобретенные администрацией Волгограда 25 новых автобусов большой вместимости марки «Волгабас», – уточнили в горадминистрации.

Заместитель главы Волгограда (зампред городской думы) Алексей Волоцков отмечает: «решение повысить до уровня заместителя принято для того, чтобы повысить роль и освободить ото всех обязанностей, кроме транспорта. Человек очень опытный, я с ним на днях встречался и все обсуждал. Основная задача отрегулировать транспортные вопросы в городе, в том числе поднять наши муниципальные предприятия, их уровень. В дальнейшем, если будут подобные шероховатости, чтобы был резерв, если на линию не вышли маршрутки или «Волгоградский автобусный парк» или даже просто в какой-то части города надо поменять пассажиропоток. Для этого надо всегда иметь резерв транспорта и задача, я думаю, чтобы 2/3 было транспорта муниципального. Наша задача социальная – довезти людей».  

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.