Top.Mail.Ru
Общество
Нижегородская область
0

Мэрию первой попросили приготовиться. В Нижнем задумались, как избавить Волгу от нефтяных пятен

В Нижнем Новгороде ввели режим повышенной готовности для срочной ликвидации нефтяных пятен, замеченных на поверхности Волги с активным таянием льда. Источником загрязнения власти называют бывшую сормовскую нефтебазу, которая, по оценке экологов, соответствует тому, чтобы считаться объектом накопленного экологического ущерба. Пока из резервного фонда главы города будут выделяться средства лишь на ликвидацию видимых последствий утечки нефтепродуктов, однако все соглашаются, что решение проблемы на причинном уровне требует серьезных вложений, в том числе с привлечением федеральных средств. Подробнее – в материале «ФедералПресс».

С началом активного таяния льда и вскрытия Волги в Нижнем Новгороде на поверхности реки снова появились нефтяные пятна. Их заметили вблизи и выше по течению водозабора Сормовской ТЭЦ, и своими размерами они вызывают тревогу жителей. Вчера глава города Владимир Панов созвал внеочередное заседание комиссии по ЧС, и с 15:00 мск среды в городе введен режим повышенной готовности. Согласно постановлению администрации города, он вводится «в связи с неблагоприятным прогнозом и возможным осложнением паводковой обстановки, а также с целью недопущения попадания нефтепродуктов в реку Волга и загрязнения территории Шуваловской промзоны от ртутьсодержащих предметов».

В департаменте Росприроднадзора по Приволжскому федеральному округу говорят, что заметное высачивание нефтепродуктов в Волгу началось в 2013 году и усиливается в паводковый период, когда поднимается уровень воды в реке. Источником пятен и радужных разводов в департаменте называют бывшую сормовскую нефтебазу, функционировавшую с конца XIX века на территории, прилегающей к реке. По словам руководителя департамента Олега Кручинина, специалисты Росприроднадзора констатировали локальность загрязнения грунтов и грунтовых вод на территории в районе Бурнаковской низины. Они установили, что высачивание происходит в 1,5 метрах от береговой линии со дна Волги, то есть причиной загрязнения стал не перевернувшийся нефтевоз или, к примеру, упавшая в воду емкость с нефтепродуктами. «Могу констатировать, что это наследие, которое носит техногенный характер и связано с эксплуатацией объекта. Ранее нефтепродукты размещались на территории нефтебазы, в том числе и открытым способом. Сегодня констатировать наличие иного загрязнителя в виде и в форме организации или конкретного природопользователя мы не можем. Ответ на этот вопрос будет найден в ходе последующих действий по проведению исследовательских работ», – заявил Кручинин. Он добавил, что ранее в ходе контрольно-надзорных мероприятий специалисты неоднократно брали пробы воды, превышение ПДК не наблюдалось.

Кроме того, не обнаружено ни одного открытого источника нефтепродуктов, который был бы причиной загрязнения Волги. К счастью, по оценке экспертов, на поверхности воды оказался не тот объем нефтепродуктов, который соответствует требованиям о признании ситуации чрезвычайной. Район Бурнаковской низины активно застраивается (в прошлом против жилищного строительства компании «Жилстрой-НН» в низине выступали «зеленые»), и, по заверениям главы Нижнего Новгорода Владимира Панова, при наличии малейшей угрозы жизни и здоровью людей речь шла бы уже о режиме ЧС, началась бы эвакуация жителей. Режим повышенной готовности же означает, что из резервного фонда главы города начинается выделение средств на то, чтобы специализированная организация («Экоспас») остановила увеличение размеров разлива нефтепродуктов и ликвидации их с поверхности Волги, рассказал Панов. Стоимость работ, предварительно, оценивается в 4,5 млн рублей, но эта сумма еще может быть скорректирована. Для предотвращения движения нефтяных пятен вниз по течению Волги будут использоваться боновые заграждения, «Экоспас» приступит к работам в самые короткие сроки, заверили власти.

По сути, перед администрацией сейчас стоит задача ликвидации последствий, а не устранение причины загрязнения. По словам Владимира Панова, речь, скорее всего, идет о неких линзах нефтепродуктов, которые находятся в слоях почвы и имеют особенность перемещаться особенно в период снеготаяния. Поиск и изъятие этих линз – вопрос более тщательной экспертизы, подчеркнул глава города. Олег Кручинин отметил, что исследовательские работы займут «определенное длительное время» и потребуют «значительно крупных сумм».

Напомним, что Нижегородская область стала одним из 17 российских регионов, в которых будет реализовываться приоритетный федеральный проект по сохранению и предотвращению загрязнения Волги. В прошлом году мероприятия нижегородской региональной программы проекта оценивались в сумму более 15 млрд рублей, однако уже тогда депутаты и экологи обращали внимание, что некоторые возможные мероприятия в ней оказались не отражены. Так, например, депутат законодательного собрания Николай Шумилков интересовался, можно ли включить в программу ликвидацию загрязнения нефтепродуктами Бурнаковской низины. Эта территория в программе не появилась, сказал Олег Кручинин. «Она и не могла появиться, потому что это иной смысл носит», – заявил он, уточнив, что программа касается в основном деятельности предприятий ЖКХ и деятельности крупных отходообразователей химической, нефтехимической, металлургической промышленности. «Сегодня нами подготовлены материалы инвентаризации, они направлены в правительство области. Это позволит субъекту направить их в федеральное министерство экологии и природных ресурсов и получить федеральное финансирование. Это значительные денежные средства, которые потребуются на устранение причин и условий. Сегодня важно локализовать», – сказал Кручинин. В свою очередь глава Нижнего Новгорода Панов добавил, что «обращение за федеральными деньгами и включение в федеральную программу возможно тогда, когда проблема становится измеряемой», а на сегодняшний день никто не может указать конкретное место и сложность.

Руководитель экоцентра «Дронт» Асхат Каюмов считает, что проблемой бывшей сормовской нефтебазы нужно было заниматься давно, но власти зашевелились сейчас, потому что летом – чемпионат мира по футболу, и без принятия мер в июне–июле пятна никуда не денутся. По словам Каюмова, в Бурнаковской низине есть места, где нефтью пропитаны до 40 метров глубины. Эта территория, по данным экологов, соответствует объектам накопленного экологического ущерба. По мнению собеседника «ФедералПресс», жилищное строительство «однозначно спровоцировало» выдавливание нефтепродуктов. Владимир Панов, отвечая на вопрос об этой версии, призвал дождаться результатов экспертиз, поскольку «бытовые оценки», с его точки зрения, непрофессиональны и неправильны.

Эколог соглашается, что решать проблему Бурнаковской низины нужно с привлечением федеральных средств. По его информации, нижегородское министерство экологии пытается добиться включения этого вопроса в программу по оздоровлению Волги в раздел по поверхностным источникам загрязнения или в программу ликвидации накопленного экологического ущерба. «По крайней мере министерство экологии ведет переговоры, и, насколько я понимаю, окончательно не отказали. Понятно, что местными ресурсами мы эту проблему не решим. Местными ресурсами мы можем только ловить нефть на выходе на Волге», – считает Асхат Каюмов. К моменту сдачи материала в нижегородском минэкологии не ответили на запрос «ФедералПресс».

Фото: koza.press.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями ПФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.