Top.Mail.Ru
Экономика
Краснодарский край
0

Отрицательная «Сумма». Контроль над Новороссийским портом уплывает от опальной группы

Фото kp.ru

13 апреля акционеры «Новороссийского морского торгового порта» выберут новый состав совета директоров. Мероприятие пройдет на фоне арестов руководства группы «Сумма», владеющей крупным пакетом акций НМТП, и отказа «Траснефти» от переговоров о выкупе ее доли. О борьбе за контроль над стратегическим транспортным узлом и роли порта в фатальных проблемах «Суммы» –в материале «ФедералПресс».

Проблемный актив 

Сделка по выкупу «Транснефтью» доли группы «Сумма» в Новороссийском морском торговом порту (НМТП) готовилась уже давно, а в последнее время она находилась в финальной стадии. Еще в феврале продажу одобрила ФАС, тем самым давая возможность «Транснефти» консолидировать контрольный пакет в 50,1 % в своих руках. Стоимость и детали сделки не раскрывались, но на конец зимы пакет «Суммы» на Московской бирже оценивался в 41,2 млрд рублей.

В настоящий момент «Сумма» и «Транснефть» владеют 50,1 % акций НМТП (через кипрский Novoport Holding Ltd.) на паритетной основе. Кроме того, оператор магистральных нефтепроводов лично контролирует еще 10,5 % акций портового оператора через дочернюю компанию ЗАО «Транснефть-Сервис». Росимуществу принадлежат 20 % акций порта. Структуры РЖД владеют 5,3 % НМТП. Остальные акции порта находятся в свободном обращении.

Однако сделке не суждено было состояться. В минувший вторник оператор магистральных нефтепроводов на неопределенный срок свернул переговоры о выкупе акций НМТП с опальной группой «Сумма», сообщил советник президента «Транснефти» Игорь Демин, отметив, что у компании по-прежнему имеется стремление к увеличению доли в акционерном капитале НМТП. Демин уточнил, что на следующей неделе должно состояться внеочередное собрание акционеров НМТП с избранием нового состава совета директоров: монополист предлагает избрать председателем совета директоров НМТП представителя государства.

 Напомним, что в конце марта были арестован совладелец компании миллиардер Зиявудин Магомедовы и его брат Магомед (бывший сенатор). Кроме того, прошло задержание ряда других ключевых менеджеров холдинга. А сотрудники ФСБ провели обыски и выемку документов в АО «Якутская топливно-энергетической компания», основным акционером которой является Зиявудин Магомедов. Ему инкриминируют хищение на 2,5 млрд рублей и организацию преступного сообщества. Кроме того, один из эпизодов дела связан с хищениями при строительстве стадиона «Арена Балтика» в Калининграде. 

По мнению директора консалтингового агентства «NPR Group» Дмитрия Фетисова, проблемы «Суммы» перешли в острую стадию после выявленных нарушений на стройке стадиона в Калининграде. При этом история с Новороссийским портом имеет побочный характер и развивается на фоне общего ухудшения положения компании. 

С этим тезисом не согласен директор Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ Павел Салин, по словам которого, крупные проблемы «Суммы» возникли в тот момент, когда совпали интересы сразу нескольких групп, конфликтовавших с холдингом. Салин считает судьба НМТП предрешена – он должен отойти к «Транснефти». По его словам, руководство «Суммы» и ранее хотело продать свой пакет акций в компании, как и ряд других своих активов. Причиной этого стало видимое ослабление политических позиций бизнес-группы, заставившее ее думать о минимизации рисков и избавление от потенциально проблемных активов. «Но зафиксировать позиции не удалось, поскольку объявленная «Суммой» цена за контролируемые ей акции не устроила «Транснефть». Поэтому сейчас сделка произойдет либо в безденежной форме, либо за гораздо меньшие деньги», – отметил эксперт, считающий, что несговорчивость бизнес-группы могла стать одним из катализаторов проблем.

Частно-государственные приоритеты 

По мнению Павла Салина, в нынешней ситуации проглядывается заинтересованность государства в получение инфраструктурных активов «Суммы», когда НМТП является лишь одним из них. Эксперт напоминает, что бизнес-группа также располагает активами на Дальнем Востоке и в Дагестане. Можно ожидать, что все они, так или иначе, перейдут под контроль государства – вопрос лишь в сроках и условиях перехода. 

По словам эксперта, политический аспект уголовного дела связан с активным курсом на огосударствление экономики, взятым руководством страны еще полтора года назад. «После выборов этот курс получил новый импульс: инфраструктурные активы будут переходить под контроль государства или госкомпаний, как мы видим на примере Новороссийского порта. Россия намеревается участвовать в международных инфраструктурных проектах, прежде всего в китайском «Экономический пояс шелкового пути». И чтобы сделать китайцам конкурентоспособное предложение, необходимо консолидировать все ресурсы данной отраслям в руках государства», – уверен Салин. 

«Сегодня государство возвращает себе контроль над распроданными в 90-е годы предприятиями в стратегических отраслях. Оно делает это либо напрямую, изымая их у собственников под тем или иным предлогом, либо опосредованно – заводя туда финансовые структуры, прямо или косвенно аффилированные с государством», – делится своим видением главред интернет-портала «За Краснодар» Вячеслав Потапов. Эксперт напомнил, что совсем недавно государственный контроль был установлен над еще одной кубанской компанией, имеющей ключевое значение для России – торговой сетью «Магнит». 

В то же время Вячеслав Потапов отметил, что в сложившейся в России системе руководство любого крупного бизнеса уже давно, так или иначе, аффилировано с какими-либо группами силовиков. Журналист считает, что связанную с «Транснефтью» группу интересов можно обозначить как силовиков-государственников. «Происходящее с Новороссийским портом говорит о том, что курирующим ранее отрасль людям просто перестали доверять в федеральном центре. Теперь контролем будут заниматься люди, которые имеют больше доверие у руководства и не засветились в негативных моментах», – уточняет Вячеслав Потапов. Впрочем, смена руководства в таком стратегически важном предприятии как НМТП в любом случае будет связана с согласованием у высшего руководства страны.

 

Предприятие стратегического значения

Группа НМТП является третьим портовым оператором Европы и безусловным лидером на российском стивидорном рынке по объему грузооборота. В состав входят два крупнейших порта России: порт Новороссийск на Черном море, порт Приморск на Балтийском море, а также порт Балтийск в Калининградской области.

Группа НМТП обработала порядка 18 % общего грузооборота российских морских портов в 2017 году. В 2017 году грузооборот группы достиг 143,5 млн тонн. Консолидированная выручка группы НМТП по МСФО в 2016 году составила 865,5 млн долларов, EBITDA – 675,5 млн долларов. Через порт идет крупнейший поток зерновых российского экспорта. Кроме того, это самый большой канал поставки нефти за рубеж. 

«Непосредственно Новороссийский порт как транспортный узел играет архистратегическое значение», – рассказывает заместитель главы Общественной палаты Краснодарского края Александр Полиди. – Он входит в число ведущих мировых портов как по объему грузооборота, так и по технологическим возможностям». Полиди напоминает, что в стратегии развития региона до 2030 заложена идея создания южного логистического хаба, в связи с чем роль порта будет повышаться.

 

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.