Top.Mail.Ru
Политика
Забайкальский край
0

«Урюмкан» польстился на цену и не увидел риски». Почему в Забайкалье была голодовка

Голодовка работников Дарасунского рудника в Забайкальском крае, длившаяся почти неделю, закончилась выплатой всех долгов по заработной плате. Однако это привело к остановке золотодобычи на предприятии на 2 месяца – у компании-владельца отсутствуют финансы для запуска добычи золота. Пока собственники пытаются найти инвесторов, а краевые власти подсчитывают имиджевые потери, корреспондент «ФедералПресс» проанализировал причины случившейся акции протеста и возможные последствия.

Крушение больших надежд

Всю прошлую неделю сотрудники Дарасунского рудника были в центре внимания региона: шахтеры организовали голодовку из-за двухмесячной задержки заработной платы. Новый собственник компании – ООО «Урюмкан» – не смог выполнить свои обещания, которые давались осенью прошлого года, что проблем с зарплатой больше не будет. Тогда, в октябре 2017 года, пять шахт Дарасунского рудника были проданы группой компаний «Южуралзолото» как убыточный актив. По меткому определению бывшего советника президента ГК «Южуралзолото» Натальи Мартыненко, Дарасунский рудник приносил немало головной боли. Забайкальские шахтеры дважды устраивали забастовки – в мае и сентябре, протестуя, таким образом, против возможного закрытия золотодобывающего предприятия.

В итоге в октябре прошлого года Константин Струков, владелец «Южуралзолото», избавился от надоевшего актива, продав его ООО «Урюмкан». С новым владельцем связывались большие надежды. Об этом, в частности, говорил официальный представитель горно-металлургического профсоюза России в Забайкальском крае Андрей Шишкин.

«Ситуация может выправиться в следующем году, когда «Урюмкан» приступит к модернизации приобретенного актива, что повлечет рост рабочих мест со стороны местного населения. Новый владелец вроде как имеет обязательства перед администрацией района и края – ведь рудник был и остается крупнейшим источником поступления налогов в областной бюджет», – объяснял Шишкин.

Однако и новый собственник не смог наладить прибыльную добычу золота, что в итоге и привело к акции голодовки со стороны 60 работников Дарасунского рудника. Только после того, как краевая администрация и руководство компании пообещали ликвидировать долги, акция была свернута.

Голодовка не дает плюсов

Прошедшая забастовка не привела к увольнениям и отставкам в забайкальском истеблишменте. Губернатор края Наталья Жданова, несмотря на прогнозы ряда Telegram-каналов о ее скорой отставке вследствие падения рейтингов, продолжает руководство регионом. Директор Института актуальной экономики Никита Исаев предположил, что причина устойчивости позиций Ждановой – в невыходе ситуации с голодовкой на федеральный уровень.

«Когда ситуация не дожимается и не выводится в топ федеральной повестки, то власть, в принципе, не обращает на нее внимания. Вспомните, что в последнее время было в топе новостей, – это наводнение и пожары. Данная голодовка не звучала как марш краснодарских комбайнеров или как забастовка шахтеров Ростовской области», – объяснил эксперт.

Сибирский политолог Александр Чернявский склонен видеть зависимость судьбы любого губернатора не от количества акций протеста, а от совокупности ряда других факторов. «Это – связи в федеральной элите, отношения с силовиками, социально-экономическая ситуация в регионе. В этом смысле голодовки, конечно, не добавляют плюсов в губернаторскую карму. Но, думаю, точного количественного показателя по критическому уровню не существует. Тем более часто главы регионов не слишком могут повлиять на бизнесменов, которые провоцируют такие экстремальные ситуации», – перечислял Чернявский.

Возможно, что Центр в самом деле фиксирует подобные форс-мажоры в Забайкалье, но надеется на исправление ошибок со стороны региональной власти, среди которых – недопущение ситуации в будущем и ловкое разрешение конфликтов. «Следует помнить, что голодовка – это еще и акт шантажа власти, и здесь нужно действовать аккуратно, потому что, пойдя сразу на встречу, можешь запустить вал событий подобного рода. Краевой администрации, если она не хочет вмешательств из Москвы, придется действовать в будущем через районные власти и правоохранительные структуры, чтобы голодовки не повторялись», – выдвинул идею Исаев.

Мастер сделок

В акции протеста золотодобытчиков было непонятно, как новый владелец ООО «Урюмкан» всего лишь за полгода умудрился накопить долги по заработной плате на свежекупленном активе? Как объяснил руководитель фракции КПРФ в заксобрании Забайкальского края Николай Мерзликин, компания переоценила свои возможности по инвестированию в Дарасунский рудник.

«Я как бывший производственник изначально был против сделки, потому что знал о фактическом положении дел на шахтах Дарасунского рудника. «Урюмкан» привлекла низкая цена с большим дисконтом, компания не увидела спрятанные риски, в том числе и технического характера, и ей пока не удается поднять объект – слишком он сложный», – рассказал Мерзликин.

Что до гарантий со стороны краевой администрации, которые были даны при смене собственника, то депутат назвал это «пиаром и болтовней». «Какие они вообще гарантии могли давать? У нас что – профицитный бюджет и свободные деньги имеются? Да нет, мы концы с концами еле сводим, особенно после наводнения. Для такого бюджета, как Забайкальский край, крайне непросто вытащить Дарасунский рудник из бедственного положения. Здесь нужна поддержка от федеральной власти, но ее нет», – эмоционально высказался руководитель фракции КПРФ.

Единственный, кто, по мнению Мерзликина, выиграл в ситуации, – это Константин Струков, который смог продать выкачанный актив. Уральский экономист и политолог Александр Подопригора назвал Струкова «мастером подобных сделок». «В Челябинской области Струков смог избавиться от Коркинского разреза, хотя на нем висело обещание по рекультивации. Он продал свою долю в Челябинской угольной компании Русской медной компании и забыл про какие-либо обязательства», – посетовал Подопригора.

Фото: Алексей Романов/РИА «Новости».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.