Top.Mail.Ru
Политика
Пермский край
0

Довольны все – и так бывает на выборах в Прикамье

В Прикамье прошли 183 избирательных кампании
В Прикамье прошли 183 избирательных кампании

Пока все внимание было приковано к выборам глав в регионах страны, в Пермском крае прошли выборы в местные органы власти. Статус поставленных на кон мандатов был, безусловно, ниже губернаторского, но количественный охват выборов и итоговые цифры «Единой России» выделяются на общем фоне. Подробности – в материале «ФедералПресс».

Выборы в цифрах

9 сентября 2018 года в Пермском крае на выборах в органы местного самоуправления распределялись 1 тыс. 860 депутатских мандатов в рамках 183 кампаний в 36 территориях. То есть прикамские избиратели выбирали в единый федеральный день голосования каждого двадцатого депутата в стране, или три пятых от числа всех местных депутатов региона. Из 730 тысяч избирателей на участки пришли 192 тысячи. Явка составила 26,28 %. Максимум фиксировался в территориях, где идет процесс преобразования из городского поселения в городской округ. В Гремячинске – 29,49 %, в Чайковском – 28,98 %, в Краснокамске – 27,16 %.

По предварительным данным, из 1 тыс. 860 мандатов абсолютное большинство – 1 тыс. 327 мандатов (71,34 %) – получили выдвиженцы «Единой России». На втором месте – самовыдвиженцы, взявшие 374 мандата (20,11 %). Вслед за ними с существенным отставанием расположились парламентские партии. КПРФ – 67 мандатов (3,6 %), СР – 59 (3,17 %), ЛДПР – 29 (1,56 %), «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» – 3 (0,16 %), «Яблоко» – 1 (0,06 %).

Самое важное

В Пермском крае идет процесс трансформации городских поселений в городские округа. Многие засидевшиеся на местах группы влияния и местные царьки увидели в административной реформе угрозу своим интересам. И выборы в местные гордумы превратились в битвы на выживание. Уровень конкуренции зашкаливал: в Краснокамске – 102 кандидата на 20 мандатов, в Кунгуре – 83 на 21, в Кизеле – 65 на 15. Но только в трех случаях единороссы не добились абсолютного большинства. В Чайковском правящая партия получила двенадцать мандатов против совокупных тринадцати у КПРФ и ЛДПР. В Кунгуре – у «Единой России» 10 мест, по 2 взяли КПРФ и ЛДПР, 3 – СР и 4 – самовыдвиженцы. На выборах уровнем ниже – в Добрянскую городскую думу – тринадцать мандатов из двадцати взяли самовыдвиженцы.

Впрочем, локальную неудачу в Чайковском единороссы с лихвой компенсировали неожиданным успехом в Краснокамске. Это была одна из самых сложных территорий, которую рвали на части местные кланы. Теперь в Краснокамской думе впервые в новейшей истории сформировано большинство, ориентирующееся на главу района Виктора Соколова и местную промышленность, отмечает политтехнолог Сергей Иванов.

«Для многих результаты выборов в Краснокамскую думу стали откровением. Город был своеобразной аномалией, он контролировался кланами Ольги Колоколовой (лидер реготделения «Яблока» – прим. ред.), Игоря Малых (депутат прикамского заксобрания), Юрия Чечёткина (экс-глава Краснокамска). Краснокамск раздирали конфликты, которые явно надоели горожанам. И они сразу поддержали промышленников, когда те пошли на выборы, чтобы стабилизировать ситуацию в территории. Например, первое же участие в выборах показало высокий потенциал директора УЗПМ Павла Кононова и бывшего самого молодого министра промышленности Прикамья Дмитрия Теплова», – уточнил господин Иванов.

Все довольны

Результаты ЕР опровергают скептические прогнозы «некомпетентных специалистов», подвел итоги региональных выборов и. о. секретаря прикамского реготделения «Единой России» Вячеслав Григорьев: «Единой России» прогнозировали провальные результаты. Пугали кампанией в Краснокамске, где голосование прошло бесконфликтно и без нарушений, а кандидаты от нашей партии получили три четверти мандатов в местную думу».

Вместе с тем господин Григорьев отметил, что кандидаты от «Единой России» победили в ходе напряженной борьбы. Среди высококонкурентных кампаний он выделил выборы в Кунгуре, Осинском районе, Чайковском, Краснокамске. В этих и других ожидаемо сложных территориях реготделением ЕР были сформированы местные избирательные штабы.

«Мандаты получили более 40 % кандидатов от партии, принявших участие в выборах, – отмечает руководитель прикамского реготделения справедливороссов Вероника Куликова, – При этом часть членов партии и наших сторонников по разным причинам пошли на выборы самовыдвиженцами, победили и будут представлять позицию СР в своих муниципалитетах. Готовясь к избирательной кампании, мы делали ставку не на количество, а на качество кандидатов – лидеров общественного мнения, людей, знающих и любящих свои территории, – и получили достойные результаты».

Лидер пермских эсеров подчеркнула, что партия по итогам выборов упрочила свои позиции в Октябрьской и Очерской гордумах, в сельских поселения Березовского, Куединского и Пермского районов.

Достижения либерал-демократов в Чайковском отметил координатор пермского РО ЛДПР Олег Постников: «Эти выборы показали готовность людей к изменениям в том числе в управлении муниципалитетами. Думаю, что в Чайковском голосовали за перемены. Мы стремились к победе здесь, но не думали, что она будет столь сокрушительной».

Господин Постников подчеркнул, что в Пермском крае сейчас избрано 59 депутатов различного уровня от ЛДПР, что является историческим максимумом. По его мнению, это говорит о большом доверии избирателей к партии.

Как «очень хорошие» для КПРФ оценила итоги местных прикамских выборов глава местного крайкома Ксения Айтакова: «Мы взяли 67 мандатов. Не все удалось, есть нюансы, но мы смогли выиграть там, где коммунисты никогда не избирались депутатами. Особняком, конечно же, стоят выборы в Чайковском».

Это было интересно

На выборах хватало и конструктивных программ, и разборок в стиле девяностых с участием малоресурсных кандидатов. Прикамский омбудсмен Павел Миков, говоря, что впервые за весь период избирательной кампании в аппарат омбудсмена не поступило ни одного обращения, все же отметил попытки вмешательства в агитацию кунгурских властей, незаконную агитацию в Кишертском районе и накаленную ситуацию в Краснокамске, где участники поначалу перегнули палку в пиар-сражениях, но после неоднократных сигналов от крайизбиркома вняли голосу разума и вернулись в установленные законом рамки. В местные разборки пытались втянуть даже такого гиганта как «Уралкалий», но информационный вброс про него был быстро дезавуирован.

Политическим анекдотом стала неспособность зарегистрироваться на выборах двух бывших мэров Кизела – Дмитрия Чернопиского и Игоря Штейника. Чернопиский сначала не в полном объеме предоставил сведения о судимости, а затем умудрился превысить разрешенный процент брака при сборе положенных… пятнадцати (!) подписей в свою поддержку. Штейник же так и не смог разобраться, где работает. В подписных листах было указано одно место, а в сданных в теризбирком документах – другое.

Будем помнить…

Вместе с тем такой значительный масштаб выборов не исключал, что избирательные кампании будут сопровождаться, как это бывает в жизни, самыми разными событиями, включая трагические. К сожалению, ушли из жизни два кандидата. На семидесятом году скончался Владимир Аликин,справедливоросс, доктор технических наук, участник прошлогодних губернаторских выборов.На 65-м году из-за несчастного случая погиб кандидат в депутаты Осинской гордумы, руководитель местного филиала АО «Энергосервис» Джахангир Мелик-Еганов.

Темные пятна

Не везде ожидания совпадали с реальностью. В двухмандатном округе № 3 Ошьинского поселения выборы обещали быть самыми простыми для участников: три претендента на два места. Но мимо депутатских кресел пролетели все трое. Сначала сняли Алексея Горбунова за сокрытие криминального прошлого, затем снялся Юрий Кочергин, в прошлом которого тоже нашлись темные пятна. Невинно пострадавшим оказался сохранивший статус кандидата Василий Рогалев, так как выборы в округе все равно пришлось отменять.

Всего в Пермском крае на выборы было выдвинуто 155 судимых кандидатов, из которых 103 – самовыдвиженцы, по 15 – кандидаты от «Справедливой России» (каждый десятый кандидат) и КПРФ (каждый шестой кандидат), 10 – от ЛДПР (каждый тридцатый). Из них отказ в регистрации получили 108 кандидатов (70 % от общего числа), в том числе 72 самовыдвиженца, 10 представителей ЛДПР, 9 – КПРФ и 6 – «Справедливой России». Кроме того, восьми самовыдвиженцам и одному представителю эсеров отказали в регистрации в связи с отсутствием у них пассивного избирательного права из-за судимостей по тяжким и особо тяжким статьям.

Выборы легитимны

Минувшие выборы оцениваются как одни из самых спокойных и прозрачных.

«В Прикамье состоялся масштабный избирательный цикл. Главный итог – выборы прошли спокойно, легитимно и законно. Количество жалоб и заявлений в разы меньше, чем в прошлые годы, и это – совместный результат работы органов власти, избирательных комиссий и общественных институтов. Достигнут высокий уровень доверия к выборам, как результат – нет значимых скандалов. Кто-то говорит, что стало скучно, мы же считаем, что стало законно и легитимно», – отметил глава пермского крайизбиркома Игорь Вагин.

Если пять лет назад на аналогичных выборах в период регистрации в прикамские суды поступило 122 иска, то в текущем году – 24. Количество обращений в комиссии сократилось вдвое – с 136 до 74.

Выборы прошли спокойно и легитимно, подтверждает руководитель ситуационного центра Общественной палаты Михаил Мухин. По его словам, в день голосования на горячую линию поступило двадцать звонков, из которых девятнадцать касались уточнения места голосования. Жалоб не поступало. Для сравнения, в 2011 году на горячую линию позвонили 296 раз, и 70 % сообщений были о нарушениях, в 2012 году – 222 звонка, в основном тоже о нарушениях.

Выводы

«С осени 2016-го в Прикамье прошли выборы в Госдуму, заксобрание, пермскую думу, губернатора, президента. Это позитивно сказалось на росте грамотности всех участников выборов – избирательных комиссий, партий, кандидатов и избирателей, которые, услышав про единый день голосования, начинали искать свои избирательные участки, даже если выборов на их территории не было. Можно говорить о сформировавшейся заинтересованности в участии в избирательном процессе. При этом пермские избиратели из года в год игнорируют выборы и кандидатов, злоупотребляющих чернухой. Наверное, любители технологий из девяностых – единственная категория, которая не вынесла положительного опыта из трехлетнего избирательного ралли в регионе», – считает политолог, член рабочей группы по мониторингу избирательного процесса при Общественной палате Пермского края Алексей Копысов.

Уже на стадии мобилизации было понятно, что единороссы будут доминировать, отметил кандидат социологических наук Юрий Исаев: «Единая Россия выдвинула кандидатов практически в каждом округе, чего не скажешь об оппозиционных партиях. Это во многом предопределило итоговое преимущество единороссов».

Эксперт заметил, что на местных выборах в Прикамье была активно задействована федеральная повестка, в первую очередь – пенсионный вопрос.

«Представители оппозиции порой стремилась к радикализации ситуации, пытаясь искусственно создать очаги социальной напряженности. В ряде случаев они опасно приблизились к границе, за которой маячил радикализм. Еще шаг, и их действия можно было бы квалифицировать как экстремизм», – подчеркнул господин Исаев.

Он предложил рабочей группе краевой Общественной палаты по мониторингу выборов в следующий раз не только отслеживать публикации в СМИ, соцсетях и обращения граждан, но и уделять внимание содержанию политической борьбы.

Следующие значимые выборы в Прикамье состоятся через год. Это вновь будут муниципальные выборы. И одними из самых «горячих» эксперты уже сейчас называют избрание депутатов Земского собрания Пермского района.

Фото: РИА Новости / Павел Лисицын

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями ПФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.