Top.Mail.Ru
Происшествия
Ханты-Мансийский автономный округ
1

«Украденный бухгалтер» – как способ информудара по мэру Нижневартовска Тихонову

Эксклюзивное расследование «ФедералПресс»

Жительница Нижневартовска неделю провела в психиатрической лечебнице, главбухом которой она являлась долгое время. Врачи считали необходимым продолжить лечение и обратились в суд с требованием оставить женщину в стенах медучреждения. Но суд решил иначе, и пациентку отпустили домой. Теперь действия психиатров и полиции, которые, по мнению нанятого семьей адвоката, похитили их родственницу из дома и лечили от несуществующей болезни, проверит Следственный комитет. Мнения сторон, факты и выдержки из материалов дела – в эксклюзивном материале «ФедералПресс».

Странное «похищение»

В минувшие выходные город Нижневартовск в Ханты-Мансийском автономном округе оказался в эпицентре громкого скандала. Жительница муниципалитета Елена Яценко против воли оказалась в психиатрической клинике. Несколькими месяцами ранее она уволилась с должности бухгалтера учреждения. В этой истории было много странного. Например, дверь квартиры вскрывали спасатели. А главврачом в психоневрологическом диспансере является жена мэра Нижневартовска Василия Тихонова Ольга Жевелик.

В некоторых СМИ сразу же была высказана версия: изъятие Елены Яценко из квартиры силами полицейских могло быть вызвано тем, что экс-бухгалтер могла владеть информацией о каких-либо компрометирующих документах. Впрочем, это было всего лишь предположение.

«ФедералПресс» провел в Нижневартовске собственное расследование, по возможности выяснив все нюансы неоднозначной истории. Мы пообщались со всеми ее участниками, родственниками и юристами. Вот что нам удалось установить на сегодняшний день.

Этот снимок сделан за несколько минут до начала заседания суда по административному делу, которое прошло 3 декабря этого года. В силу обстоятельств и особого состояния Елены Яценко проходило оно в стенах нижневартовской психоневрологической больницы. Справа – адвокат Мурад Османов. Рядом с ним – дочь подсудимой Анастасия. Люди в верхней одежде – члены ЛДПР, к роли которых в этой истории мы еще вернемся. Лица у всех озабоченные, потому что непонятно, чем закончится заседание суда.

18a9e7a682418848c9c2852cc389bb38.jpg

Суд в психбольнице

Заседание длилось около часа. Потом в дверях появился адвокат, а затем со слезами на глазах вошла дочь пациентки Елены Яценко. Журналистов на заседание не пустили, но уже было понятно, что Елену отпустят домой. Суд решил, что коррекцию состояния пациентки можно организовать амбулаторно, и отказал в требованиях юристов больницы о принудительном лечении в течение 60-ти дней.

«Юрист Нижневартовской ПНБ настаивал на необходимости принудительной госпитализации Елены Яценко и оказания ей медицинской помощи в условиях стационара. Я же настаивал на том, что даже если требуется какая-то медицинская помощь, то ее можно оказать в амбулаторных условиях. Этого же просила и сама Елена Яценко, которая не доверяет врачам Нижневартовского психоневрологического диспансера», – рассказал «ФедералПресс» ее адвокат Мурад Османов.

В свою очередь в больнице заявили, что судебное решение никого не удивило. Это рядовая практика, когда к мнению профессиональных врачей не прислушиваются, считая, что пациент может продолжить лечение дома. Статистика такова: суд отпускает домой примерно каждого пятого пациента.

При этом в клинике удивились, почему именно этот вердикт вызвал такой ажиотаж в Нижневартовске. Настолько, что в соцсетях предлагали даже штурмом брать ПНБ и вызволять чуть ли не политического заключенного.

Оказалось, дело в «особом статусе» пациентки Елены Яценко. Как и предполагали до этого.

«Украденный» главбух

«Моя подзащитная являлась главным бухгалтером Нижневартовской психоневрологической больницы больше десяти лет. Уволилась она по собственному желанию в августе 2018 года. При этом моя подзащитная заявляет, что в отношениях с главным врачом (Ольгой Жевелик– прим.ред.) у нее были конфликты. Именно по этой причине, предполагает Елена Яценко, ее хотели упрятать в психбольницу», – заявил после заседания суда адвокат Мурад Османов.

75f251c9e1a5fdd954ab5fb787556696.jpg

По словам адвоката, вызывает вопросы и то, каким образом Елена оказалась в больнице, где провела с 26 ноября больше недели. В самом учреждении утверждают, что Яценко звонила в приемную Нижневартовской психоневрологической больницы и угрожала кого-то убить. При этом сторона защиты не подтверждает этот факт.

«Вообще не понятно, действительно ли кто-то звонил. И не понятно, кто вызвал скорую помощь и полицию», – добавил юрист.

За несколько дней до того, как суд решил отпустить Елену домой, ее дочь подала заявление в Следственный комитет РФ с требованием разобраться в ситуации и дать оценку действиям всех сторон. В частности, имели ли право врачи насильно увозить ее мать в больницу, имели ли право спасатели взламывать двери и так далее. Оговоримся сразу: «ФедералПресс» удалось получить доступ к материалам этой проверки.

«Шли навстречу»

Адвокат посоветовал Елене Яценко не давать комментариев журналистам. При этом сам рассказал, что его подзащитная находилась на заседании в адекватном состоянии, в сознании, пояснения давала четко. И что она не является ни наркоманкой, ни алкоголиком, ни психически больной.

В том, что мать не является алкоголиком, а «пьет не больше, чем другие», уверяет и ее дочь Анастасия. При этом информация, которой владеет редакция, а не «со слов», может говорить об обратном.

Есть как минимум два документа, подтверждающих это:

– медицинская карта, открытая в марте 2018 года (когда Елена еще работала главным бухгалтером больницы), в которой подробно описаны состояния, в которых находилась Елена;

– объяснения, данные знакомой Елены Натальей, с которой они распивали спиртное. Объяснения даны в рамках проверки, проводимой по заявлению дочери.

Известно, что Елена Яценко неоднократно не выходила на работу и даже просила ее уволить, потому что «опять сорвалась». Однако, руководитель ПНБ, понимая сложность ситуации, не увольняла сотрудника, а шла на уступки, предлагая пройти лечение.

Материалы проверки

Теперь подробней по выдержкам из материалов проверки СКР, которые удалось получить «ФедералПресс». Елена и Наталья (непосредственная участница событий 26 ноября, после которых Яценко насильно увезли в психоневрологическую больницу) познакомились в другом медучреждении, где обе лежали на лечении. Сдружились, виделись до 26 ноября еще минимум один раз.

«26 ноября Елена Яценко позвала меня в гости, попросив взять выпивку с собой. Я принесла пиво, – рассказала Наталья. – Сначала все было нормально. Мы выпивали, дочь Анастасия была дома, но потом ушла, закрыв дверь квартиры снаружи. Вскоре Елену как подменили. Она буквально теряла связь с реальностью, не узнавала меня, спрашивала, что я тут делаю, но потом снова будто возвращалась в этот мир и общалась как обычно».

Наталья поняла, что ей нужно уходить, но дверь открыть не смогла. Позвонила своему брату и попросила помочь. Примерно в это время Елена Яценко позвонила (это подтверждается списком исходящих звонков в ее мобильном телефоне) в приемную Нижневартовской психоневрологической больницы, где на этот момент уже не работала. Как рассказывают врачи, Яценко угрожала им расправой и обещала покончить с собой. Врачи позвонили в полицию, сообщили об угрозах, и на место приехал участковый. Он через дверь смог говорить с Натальей, которая по-прежнему не могла выйти из квартиры Яценко. Ее брат уже был на месте.

«Не сумев открыть дверь изнутри ключом, я решила сбросить их брату из окна. В это время Елена Яценко схватила меня за волосы, и началась борьба. Она хваталась то за нож, то за вилку. Я испугалась», – описывает ситуацию Наталья.

Однако брат не смог открыть дверь и снаружи. Тогда Наталья позвонила Анастасии, рассказала, что происходит.

«Я позвонила Анастасии и спросила, можно ли открыть дверь изнутри, рассказав о том, что происходит, – вспоминает Наталья. – Елена Яценко в это время продолжала вести себя странно, то узнавая меня, то нет. Анастасия рассказала, что для того, чтобы открыть дверь, нужно взять в шкафу инструменты. Я стала их искать, а Елена в это время кричала в трубку, что я пытаюсь обворовать квартиру».

На этот момент с другой стороны квартиры уже стояла полиция и врачи скорой помощи. Из-за критической ситуации, было принято решение взломать квартиру силами сотрудников МЧС.

02f1730ea206d09a101835885100ced3.jpg

«Квартиру вскрыли из-за того, что хозяйка не открывала дверь. Все происходило в присутствии понятых и после того, как мы оповестили родственников женщины. В квартире Елена Яценко находилась с подругой, обе были пьяны», – сообщила «ФедералПресс» начальник отдела информации и общественных связей УМВД Югры Ольга Абмайкина.

Когда квартиру вскрыли, Елену Яценко увезли в психоневрологическую больницу. Вартовчане, живущие рядом с учреждением, знают, в каком состоянии, бывает, туда привозят людей.

Выводы

Изначально похожая на детективную, эта история, похоже, имеет сугубо медицинские проблемы. Человек, о проблеме которого, конечно, знают родственники (но отрицают это в разговоре с журналистом), оказывается в ПНБ. Далее благодаря лечению в стационаре человека выводят из критического состояния, а суд решает, что дальнейшее лечение можно продолжить дома.

«Я рада такому решению суда, хоть это и звучит достаточно грубо по отношению к явно нуждающейся в лечении пациентке. Но я рада, что теперь нас никто не сможет обвинить в предвзятости, что мы с кем-то договорились, что насильно ее здесь оставили», – заявила «ФедералПресс» Ольга Жевелик.

3fa800db9be6273f0c8e6caf39747a84.jpg

Интересно, что этой историей быстро заинтересовались представители ЛДПР. Вскоре после грянувшего скандала в соцсетях и СМИ появилась информация, что «ситуацию взял под контроль» депутат окружной думы от ЛДПР Андрей Миляев.

В общем, все выглядит так, что историю Елены Яценко раскрутили силы, выступающие против действующей городской власти. Благо, обыграть ситуацию в таком ключе было очень просто: Елена Яценко была бухгалтером ПНБ, а ее главврач – супруга мэра. А дальше дело техники: удобный повод, финансы, подконтрольные сообщества в пабликах Нижневартовска – и эффект достигнут. По крайней мере, в краткосрочной перспективе.

Как бы то ни было, результат один: проверку по данному факту проводит Следственный комитет РФ.

«ФедералПресс» будет следить за развитием этой истории.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями УрФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.