Top.Mail.Ru
Экономика
Новосибирская область
48

Ирония судьбы. Новосибирские бани погнались за легким паром

По словам бывших работников бани, их увольняют с грубыми нарушениями
По словам бывших работников бани, их увольняют с грубыми нарушениями

На прошлой неделе Центральный районный суд приступил к рассмотрению первого из серии исков о восстановлении на работе, с которыми обратились бывшие сотрудники банного хозяйства «Сибирячка». Все они считают себя жертвами сознательных провокаций, в результате которых их якобы принудили написать заявления об увольнении. Примечательно, что защищать интересы пострадавших от незаконного увольнения будет бывший юрист муниципального предприятия Алексей Бочаров, – его самого уволили 9 января нынешнего года по сокращению. По мнению обратившихся в суд с исками, банное хозяйство якобы сознательно разваливается его директором Виктором Таракиным, который пришел на этот пост по инициативе начальника управления потребительского рынка мэрии Виталия Витухина, провозгласившего курс на передачу муниципальных бань в концессию. Подробности – в материале «ФедералПресс».

Выплеснуть с водой ребенка

«Если вы решили отрубить голову, то сделайте это хотя бы эстетично, – заявил «ФедералПресс» бывший юрист банного хозяйства «Сибирячка» Алексей Бочаров, образно представляя ситуацию вокруг муниципального бюджетного учреждения Новосибирска. – Или хотя бы сделайте так, чтобы приговоренные к казни не слишком долго мучились».

По словам юриста, за последние три месяца в муниципальном бюджетном учреждении прошла волна увольнений, которые, по его мнению, как правило, проводились с грубым нарушением законодательства. «Наверное, руководство предприятия посчитало, что сокращать персонал в соответствии с законодательством долго, сложно и невыгодно, – заявил Бочаров. – По мнению обратившихся в суд с исками, их грубо выдавливали на улицу, принуждая писать заявление по собственному желанию».

Бывший юрист банного хозяйства «Сибирячка» в настоящее время представляет в Центральном районном суде Новосибирска интересы бывшего администратора бани № 7 Ирины Степаненко, которая подала иск о восстановлении в должности. Во вторник, 22 января, состоялось первое заседание по ее иску.

«Меня элементарно спровоцировали, для чего сначала грубо оскорбили, а потом, оказав психологическое воздействие, заставили написать заявление, – сообщила «ФедералПресс» Ирина Степаненко, написав об этом в иске. – При этом мне даже не дали возможность его отозвать на следующий день, обманув, что на мое место уже приглашен другой сотрудник. При этом моя должность до сих пор остается вакантной».

Награда с увольнением

Чуть позже аналогичная история случилась с еще одним администратором бани № 7 Ольгой Бормосовой, которая также уже обратилась с аналогичным иском в суд Центрального района. Правда, для того чтобы она написала заявление об увольнении, потребовалась спецоперация.

«24 декабря к нам прибыли представители управления, – сообщила «ФедералПресс» Ольга Бормосова, которая также написала в своем иске о том, как ее принуждали к увольнению. – Сначала они вручили мне памятный знак «За труд на благо города» от имени мэра Новосибирска Анатолия Локтя. Но тут же потребовали написать заявление об увольнении, ссылаясь на якобы выявленные недавно в ходе проверки финансовые нарушения, о которых я ни сном ни духом не знала».

Сообщения о ситуации в банях Новосибирска в последние месяцы напоминали сводки с фронта. В сентябре-октябре прошлого года массовые сокращения персонала прошли в банях № 23 в Первомайском районе и № 25 в Калининском районе, которые уже переданы в концессию. Два человека уволены из бани № 1, расположенной в районе остановки транспорта «Криводановский карьер». В один день с Ириной Степаненко написали заявления об увольнении три администратора и два других работника бани № 36 в Ленинском районе. Решительно настроен бывший старший кладовщик расположенной в районе остановки «Плановая» бани № 9 Юрий Колесников, который в ближайшее время намерен подать иск о восстановлении на работе. По его мнению, его вынудили подать заявление.

Как с гуся вода

В советские годы банное хозяйство Новосибирска насчитывало около тридцати общественных бань. К 2011 году количество муниципальных бань сократилось до тринадцати. Рассказывая о том, что существенного произошло в этой области, специалисты называют две даты. Первая – февраль 2015 года, когда начальником управления потребительского рынка мэрии был назначен Виталий Витухин. Бывший генеральный директор новосибирского ювелирного завода «Адалит» провел эксперимент, передав в концессию новосибирской «дочке» московских «Сандунов» здание бани № 8 на улице Каменской. Впрочем, экспериментом это было назвать сложно, поскольку первая банная концессия в Новосибирске была заключена еще в 2011 году, когда в частные руки отошла баня № 24 в Калининском районе, на улице Объединения. Причем в те же времена аналогичная история случилась с «Федоровскими банями», которые также передали в частные руки. Правда, легендарные в Новосибирске бани не работают до сих пор.

Опыт передачи в концессию «Сандунам» официально был признан «положительным», хотя у общественности остались вопросы. Многим было непонятно, почему москвичам передали одну из самых доходных бань, в развитие которой было инвестировано немало средств.

«История с тем, как эту баню признавали непригодной к эксплуатации, до сих пор вызывает сомнения, – считает Ирина Степаненко, которая до передачи в концессию работала в бане № 8. – Баня находилась в хорошем состоянии, что даже удивительно, что там что-то нашли».

Вызывали нарекания социальные обязательства «Сандунов», которые довольно сильно ограничили возможности для обслуживания льготников. Кроме того, новосибирские депутаты выяснили, что вливания концессионера в проект вместо 140 миллионов рублей составили почти 260. «Это совершенно очевидное серьезное изменение соглашения, – считал председатель комиссии по муниципальной собственности горсовета Новосибирска Сергей Бондаренко. – Концессионер придет и скажет: признаете, что ремонт стоит 260 миллионов? Нам бы не хотелось потом из бюджетов будущих периодов изыскивать 260 млн рублей и признавать продление концессии еще на 35 лет».

Начальник управления потребительского рынка мэрии называл все возникавшие претензии «популизмом». «Мы стоим заслоном на некоторых неправомерных действиях в подведомственной нам сфере, – говорил журналистам Виталий Витухин. – Наводя порядок, мы стали для некоторых не самых ответственных участников рынка ярчайшей красной тряпкой. Но я абсолютно безразличен к таким публикациям».

150b8f39541e50e726301ed47f81751f.jpg

Второй ключевой датой стал декабрь 2017 года, когда мэрия без объяснения причин расторгла трудовой договор с директором банного хозяйства «Сибирячка» Иваном Кравченко, а на его место был назначен Виктор Таракин, ранее в этой сфере не работавший. Отставка Ивана Кравченко вызвала протесты, а трудовой коллектив «Сибирячки» выступил с заявлением, в котором предлагалось не увольнять директора. Однако после ухода Ивана Кравченко Виталий Витухин официально обнародовал стратегию, согласно которой в муниципальной собственности должно остаться только четыре бани, а остальные шесть будут отданы в концессию.

«Нельзя сказать, что Иван Кравченко резко возражал против передачи бань в концессию, – сообщил Алексей Бочаров. – Просто он предлагал с этим процессом не торопиться, действовать обдуманно, по закону».

Период полураспада

Оценивая год работы банного хозяйства Новосибирска, его бывшие сотрудники сходятся во мнении, что экономические показатели деятельности предприятия существенно снизились.

«Надо очень сильно постараться, чтобы заведомо прибыльный банный бизнес стал нерентабельным, – считает Алексей Бочаров. – Но уровень бестолковщины в банном хозяйстве просто зашкаливает. В условиях морозной Сибири, где банные услуги даже могут считаться услугами неэластичного спроса, предприятие дошло до того, что не знает, на что купить гвозди».

Ответственность за сложившееся положение бывшие работники предприятия сейчас возлагают на Виктора Таракина, который считается креатурой Виталия Витухина. «С момента своего назначения Виктор Таракин фактически развалил ранее слаженный и работоспособный механизм банного хозяйства, – утверждают Ирина Степаненко и Ольга Бормосова в обращениях, которые направили в адрес депутатов городского совета Новосибирска и руководства города. – Различными методами, применяя моральное давление, доходящее до угроз, он вынудил к увольнению большую часть коллектива банного хозяйства, а оставшихся запугал».

Бывшие работники предприятия считают, что их принуждали к увольнению неспроста, поскольку у банного хозяйства нет ни средств, ни времени для того, чтобы сокращать персонал цивилизованным образом. Редакция «ФедералПресс» намерена обратиться в надзорные органы с предложением дать оценку действиям директора Виктора Таракина и начальника управления потребительского рынка мэрии Виталия Витухина, а также установить величину ущерба, который был нанесен муниципальному бюджетному учреждению «Банное хозяйство «Сибирячка». Примечательно, что еще одним человеком, который собирается в судебном порядке восстановиться на работе, станет бывший юрист банного хозяйства Алексей Бочаров. Он стал единственным представителем управленческого персонала муниципального предприятия «Сибирячка», который был уволен по сокращению. «Сокращая меня, они допустили семь грубых нарушений трудового законодательства, – заявил «ФедералПресс» Алексей Бочаров. – Я не собираюсь мириться с таким запредельно грубым непрофессионализмом, это просто оскорбительно».

2b9f90672ca4ce2fbe6f962359c0ad20.jpg

Фото – из соцсети Facebook

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.