Top.Mail.Ru
Политика
ДФО
1

Рейтинг власти. Эксперты проанализировали политическую стабильность дальневосточных регионов

Эксперты проанализировали инвестиционную привлекательность и политическую стабильность дальневосточных регионов
Эксперты проанализировали инвестиционную привлекательность и политическую стабильность дальневосточных регионов

Центр развития региональной политики представил «Рейтинг власти» в Дальневосточном федеральном округе. Эксперты, составляя исследование, постарались оценить предрасположенность субъектов не только к пространственному, но и к внутреннему развитию. «ФедералПресс» публикует «Рейтинг власти» в ДФО в полном объеме.

Дальний Восток и Сибирь – территории названные Президентом РФ Владимиром Путиным приоритетными для инвестиционного стратегического развития. Регионы в составе названных федеральных округов имеют наивысший потенциал для развития экономики, не только за счет сосредоточения природных ресурсов, но и за счет своего уникального географического положения, экологии, производительных сил. Однако для перехода от потенциала к его реализации требуется предпринять определенные усилия со стороны местных и федеральных властей - запустить процесс развития. В прошлом «Рейтинге Власти» составленном Центром развития региональной политики (ЦРРП) осенью 2018 года, эксперты постарались связать регионы между собой в определенные группы, руководствуясь политикой пространственного развития России, о которой говорил в своем ежегодном послании глава государства. И в целом политологам удалось спрогнозировать основные контуры роста, например «Байкальский кластер» для стимулирования экономики был передан в ДВФО с его особыми условиями функционирования деловой среды, сформировались контуры инвестпроекта «Сибирь Енисейская», на Дальнем Востоке свои зоны влияния сформировали Якутия, Камчатка и Хабаровский и Приморский край.

Первый в 2019 году «Рейтинг Власти» постарается оценить предрасположенность субъектов РФ не только к пространственному развитию (влиянию на соседние территории в качестве драйвера), но и к собственному, внутреннему развитию. Экономический кризис, вызванный западными санкциями против России, заставляет федеральный центр пересмотреть свои отношения с регионами, дав губернаторам больше полномочий для реализации инициативы. Вместе с тем, Москва жестко связывает глав субъектов контролем за расходованием средств, старается объединить территории в более крупные группы, что бы усилить эффект от затрат на инфраструктурные проекты. Такая схема работы потребовала и управленцев нового типа, т.н. «технократов», людей ориентированных не на личную политическую карьеру, а на функционализм по отношению к центру. Но в данном типе руководителя были выявлены явные слабые стороны: политическая и управленческая неопытность, отсутствие инициативы, слабая команда и т.д. Поэтому, несмотря на продолжающуюся тенденцию ротации губернаторского корпуса, сохраняется потребность в главах старого образца, способных самостоятельно контролировать политическую обстановку, но вместе с тем развиваться, привлекая инвестиции и расширяя влияние своего региона. Для этого эксперты оценивают сумму факторов, необходимых для создания внутри региона атмосферы благоприятной для жизни и инвестиций. Среди них - личность главы субъекты, открытость структур региональной власти, политическая конкуренция, социально-экономическое развитие, общественная стабильность и др.

Дальний Восток – рост на фоне протеста

В ДВФО ситуация выглядит сложнее, чем в Сибири. С одной стороны, здесь больше регионов с ресурсным потенциалом, что дает им возможность к стремительному развитию. Резкие темпы роста демонстрирует Камчатский, Приморский и Хабаровский край. Амурская и Сахалинская область – стараются решить базовые проблемы для наращивания проектов связанных не только с освоением природных богатств. ЕАО, Магаданская область и Чукотка стараются сформировать новые векторы пространственного развития. Особняком стоит Якутия, как регион влияющий на большую часть северных территорий ДВФО, а также СФО и всего «Байкальского региона». Недавно вошедшие в состав дальневосточных территорий Бурятия и Забайкальский край – демонстрируют посткупальную динамику, используя новые для себя инструменты развития, такие как ТОР.

Вместе с тем, на Дальнем Востоке отмечается резкий рост протестных настроений, что связано с ухудшением уровня жизни простых граждан. Слабая вовлеченность населения в инновационные проекты развития, а вместе с тем резкий рост тарифов ЖКХ, безработица и инфляция, порождают ситуацию, в которой властям сложно реализовывать проекты, связанные с пространственным развитием и прорывом, не решив базовых социальных запросов людей. Поскольку двум врио – главам Сахалинской области и Забайкальского края, Валерию Лимаренко и Александру Осипенко еще только предстоит избраться на прямых выборах, отношение инвесторов к региональной власти пока что крайне настороженное. А конфликт федерального центра с губернатором Хабаровского края Сергеем Фургалом не позволяет территории получить дополнительные импульсы, необходимые для пространственного развития территории. В целом можно сделать вывод, что на Дальнем Востоке фиксируется резкий экономический рост почти во всех субъектах, однако для достижения поставленных Правительством РФ задач, необходимо проработать сценарии инновационного развития, повысив их социальную составляющую, тем самым снизив уровень протестной активности.

Регионы ДВФО

1 место – Камчатский край (индекс 95), губернатор Владимир Илюхин

Камчатка продолжает реализацию долгосрочных проектов развития - инфраструктурных кластеров, которые интегрированы в единую транспортную систему Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). На сегодняшний день край — лидер роста на Дальнем Востоке. В 2018 году Камчатка заняла лидирующие позиции по динамике роста инвестиционного климата и второе место среди регионов ДВФО и СФО. Третий год подряд Камчатка входит в число субъектов страны, демонстрирующих наиболее высокие темпы наращивания экономического потенциала (по оценке Минэкономразвития РФ) заняв по итогам 2018 года второе место в России, а по оценке Минвостокразвития – первое в ДВФО. Краевое руководство так же формирует и ведет глобальные проекты, реализация которых дает серьезный мультипликативный эффект для развития МСП. Это такие проекты как развитие Северного морского пути (СМП), строительство нового аэропорта, формирования среды для бизнеса, развитие туристического кластера. Одна из ключевых ролей в этом процессе у Корпорации развития Камчатки, как регионального института развития, который реализует создание центра кластерного развития, центр компетенций ГЧП, центр сопровождения проектов и коллективные инвестиционные площадки. Продвижение инвестиционного потенциала связано с высоким уровнем политической стабильности на Камчатке, по сравнению с соседними – Хабаровским и Приморским краем, Якутией и даже Сахалином. Камчатка также может стать локомотивом дальневосточного развития, так как регион в рамках реализации Плана социального развития центров экономического роста до 2020 года должен получить 4,7 миллиарда рублей на развитие социально-экономической сферы. Камчатский край также демонстрирует рекордный рост в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата (АСИ). По причине качественного изменения условий работы бизнеса. Информационная открытость, поддержка малого и среднего бизнеса, развитие инфраструктурных проектов, доступность кредитов и прочих инструментов поддержки – все это позволило Камчатке раскрыть свой инвестиционный потенциал.

2 место – Приморский край (индекс 89), губернатор Олег Кожемяко

Новый губернатор Приморья Олег Кожемяко получит от федерального центра преференции для развития края и решения застарелых проблем, что в конечном итоге позволит региону стать одной из главных точек роста в ДВФО. Уже в 2019 и 2020 годах Владивосток получит из бюджета РФ до 10 млрд руб. в рамках реализации плана социального развития центров роста. К 2020 году экономика края станет более диверсифицирована, независимые друг от друга отрасли будут развиваться сообща – наука, добыча природных ресурсов, средний бизнес. Эксперты фиксируют поступательные темпы роста, в том числе по приросту ВРП. Причем по платным услугам населению, торговле, транспорту Приморье лидирует в ДВФО. Это объясняется, в том числе, и геополитическим положением края, наличием соответствующей развитой инфраструктуры. На территории региона создаются территории опережающего социально-экономического развития, введён режимы Свободного порта Владивосток. Одним из наиболее эффективных путей развития территорий является применение кластерного подхода - формирование в Приморье кластеров как новой формы хозяйствования, экономического взаимодействия и связей, что позволяет достичь заметного социально-экономического эффекта. На сегодняшний день в регионе сложился политический статус-кво, что дает губернатору Олегу Кожемяко время на решение накопившихся за время избирательной кампании проблем. Например, для повышения инвестиционной привлекательности края, который в 2018 году показал низкие результаты.

3 место – Республика Саха (Якутия) (индекс 85), губернатор Айсен Николаев

По данным Росстата, за первое полугодие 2018 года объем инвестиций в основной капитал в Якути) составил более 180 млрд руб., что является одним из самых высоких показателей в ДВФО. На долю республики приходится более 37% от общего объема инвестиций в округе. На территории Якутии реализуется ряд крупных инвестиционных проектов в различных сферах экономики. В топливно-энергетическом комплексе это разработка и обустройство новых месторождений, строительство газопровода «Сила Сибири», создание территории опережающего социально-экономического развития «Южная Якутия». В горнорудном комплексе — проекты по освоению месторождений золота и алмазов. акже реализуются крупные проекты в сфере энергетики, сельского хозяйства, туризма.

Важный фактор для пространственного развития, концепция главы республики Айсена Николаева, выдвинувшего концепцию взаимодействия бизнеса и науки. Основным приоритетом в развитии, инноваций является научно-техническая сфера – IT. Так, в Якутске открывается первый на Дальнем Востоке парк высоких технологий. Кроме того, пространственный фактор дает Якутии возможность объединить свое развитие с регионами Байкала – Забайкальем и Республикой Бурятией, а также с Амурской областью и провинциями Китая. Минус для политической стабильности в регионе – резкое обострение националистических настроений на фоне конфликтных ситуаций с мигрантами.

4 место – Хабаровский край (индекс 81), губернатор Сергей Фургал

После избрания главой края оппозиционного губернатора от ЛДПР, регион испытывает определенные трудности во взаимодействии с федеральным центром. Несмотря на то, что Правительство Хабаровского края представило ряд программ по развитию различных отраслей экономики, ожидающих своего воплощения до 2025 года, резкого роста экономики в Министерстве экономики РФ не ожидают. Так, основные средства и внимание по-прежнему уделяются созданию ТОР в Комсомольске-на-Амуре и Хабаровске. Новое руководство не берется решать стратегические проблемы, фокусируясь на развитии внутренних резервов, например, комплексный подход к развитию отрасли сельского хозяйства сможет вывести Хабаровский край на кратный рост самообеспеченности в продуктах питания. Фиксируются острые проблемы в сфере логистики, например узкие места на ж/д подъездах к портам Хабаровского края — одна из главных проблем морских хабов. При этом фиксируется рекордный рост грузопотока в Китай – свыше 1 млн тонн внешнеторговых грузов в месяц. В целом у Хабаровского края есть большой потенциал роста и возможности для увеличения объема инвестиций, но для этого губернатор Фургал должен представить концепцию пространственного развития территории, а также разобраться в работе инструментов развития. На сегодняшний день политическая нестабильность дополнилась громким арестом экс-губернатора Виктора Ишаева, которого считают одним из союзников Сергея Фургала.

5 место – Амурская область (индекс 79), губернатор Василий Орлов

Глава Амурской области понимает, что инвестклимат решает все, поэтому определяет точки роста стратегией экономического развития региона, составленной еще прошлом году. Амурская область обладает большим потенциалом к и научному развитию, ее исследовательская платформа развивается в содействии с соседними регионами - Якутией, Хабаровским и Приморским краем, например в рамках кадровой политики (разработана кадровая модель обеспечения экономики до 2035 года, по которой будет сделан упор на развитие инженерного образования). Однако, области необходимо решить проблемы связанные с инвестиционной привлекательностью, так как на сегодняшний день регион до сих пор нуждается в значительных дотациях. Одной из главных стратегических задач является промышленная модернизация экономики (по итогам 2018 года ВРП субъекта снизился на 3%). Например, увеличение загрузки Байкало-Амурской магистрали в полтора раза к 2024 году. При этом, одержав уверенную победу на выборах осенью 2018 года, Василий Орлов получил мандат доверия от населения, что дает ему возможность начать экономические преобразования, при этом выстроив эффективную систему управления внутри субъекта.

6 место – Сахалинская область (индекс 78), губернатор Валерий Лимаренко (врио)

Смена губернатора затормозила процесс экономического развития Сахалина. В области по-прежнему наблюдается ряд административных трудностей, например в сфере рыбного хозяйства, где действующее законодательство тормозит развитие проектов развития аквакульутры. Однако в целом субъект остается интересным для привлечения инвестиций. Как отмечают в Правительстве РФ, за достижение высоких темпов роста экономического потенциала, Сахалин получит грант на развитие ряда отраслей. Для обеспечения концепции пространственного развития, регион реализует программу центров профподготовки рабочих кадров, что позволит в будущем решить вопрос с производительными силами. Еще один важный проект этой концепции – это строительство нового моста на Сахалин, однако мероприятие слишком капиталоемкое и на сегодняшний день нет точных данных даже о начале строительства. Наблюдается уверенный рост в туристической сфере, Сахалин начинает развивать экотуризм для иностранных гостей. На сегодняшний день основная стратегия развития острова – кластерная экономика. В рамках этого подхода в регионе созданы центры экономического роста, которые являются основой для привлечения инвестиций и каждый из них имеет свою специализацию. Основные вызовы 2019 года – избирательная кампания для врио губернатора, которому в условиях падения рейтинга власти на фоне снижения уровня жизни населения, предстоит избраться в достаточно конкурентной борьбе. Кроме того, кампания повлечет за собой дополнительные расходы на социальную сферу и реализацию предвыборных обещаний.

7 место – Республика Бурятия (индекс 75), губернатор Алексей Цыденов

После перехода из состава Сибири в состав Дальневосточных регионов, Бурятия начала получать финансовую поддержку из госбюджета на реформирование социальных сфер. Так, до 2021 года Бурятия получит на развитие культуры более 1,8 млрд руб. дальневосточной субсидии, 0,5 млрд руб. на развитие спорта, уже в этом году три объекта ЖКХ в рамках «единой» дальневосточной субсидии получат 160 млн руб., возможно упрощение законодательства в сфере строительства. Однако на развитие инвестиционного потенциала переход в ДВФО пока не сильно отразился. На данный момент Бурятия по-прежнему связана территориально с зоной развития Байкала и Иркутской областью, а наиболее перспективными остаются кластеры: туристско-рекреационный, лесопромышленный и авиационный. Однако проблемы, возникшие вокруг озера Байкал (связанные с забором питьевой воды) могут вылиться в ослабление отношений с соседним Китаем – главным инвестором в Бурятию.

8 место – Магаданская область (индекс 74), губернатор Сергей Носов

С приходом нового губернатора Сергея Носова Магаданская область занялась составлением концепции своего инновационного и пространственного развития. В марте 2019 года в Правительство РФ поступили предложения от региона с указанием основным сфер развития. Соотнесены приоритеты, цели и задачи регионального развития со Стратегией пространственного развития России, которые позволят территории участвовать в глобальных процессах экономического, технологического, социального прорыва. Одна из важнейших задач - обеспечить вовлеченность колымчан в реализацию национальных проектов и государственных программ. Область обладает громадными возможностями по энергоресурсам, полезным ископаемым (редкие металлы) и развитием ТОР в сфере туризма. Это серьезный план действий на определённый период, и наличие четкой, выверенной программы закладывает основы не только до 2025 года, но и дальше. Проведена переоценка производительных сил, выявлено, что в точках экономического роста прогнозная потребность в рабочих кадрах со средним профобразованием составляет более 5,7 тыс. человек. При этом важнейшая задача на ближайшую перспективу – остановить отток населения, Колыма теряет до 1,4 тыс. чел. в год, люди покидают регион из-за отсутствия перспектив и дорого уровня жизни.

9 место– Чукотский автономный округ (индекс 69), губернатор Роман Копин

Чукотка продолжает развивать внутреннюю инфраструктуру, без которой невозможен дальнейший рост инвестиционной привлекательности терриитории. Минвостокразвития поддержит идею Романа Копина по реконструкции линии электропередач, что должно помочь автономному округу сформировать новые ТОР. Сегодня Чукотский АО старается раскрыть свой потенциал и точки социально-экономического роста, который связаны не только с развитием минеральной базы региона, но и с логистическими проектами, например зоной влияния СМП. Власти планируют расширить ТОР «Чукотка» уже в 2019 году, что поможет почти вдвое увеличить число резидентов. Вместе с тем, реализация инвестиционных проектов Чукотского АО соответствует политике «продвижения на Север» и имеет стратегическую значимость для страны. В то же время экстремально дискомфортные условия для проживания и ведения хозяйственной деятельности, слабое развитие транспортной и социальной инфраструктуры, состояние энергетической системы, дефицит квалифицированной рабочей силы, экологические ограничения делают финансово-экономические показатели проектов неудовлетворительными. В этих условиях традиционный проектный анализ должен трансформироваться в анализ цепочек добавленной стоимости, т. е. инвестиционные проекты необходимо рассматривать в связке – через пространственное развитие. Возможно, что Чукотка может попасть в сферу влияния растущего потенциала Камчатки.

10 место – Еврейская автономная область (индекс 67), губернатор Александр Левинталь

ЕАО остается одним из самых малобюджетных регионов ДвФО. Инвестиционное развитие возможно при экономическом взаимодействии с соседним Хабаровским краем и Китаем. Минвостокразвития одобрило несколько основных направлений ускорения экономического роста ЕАО, которые объединяются в несколько кластеров: металлургический кластер, предполагающий развертывание основных проектов Кимкано-Сутарского ГОКа, освоение месторождений брусита в Октябрьском районе Русским горно-химическим обществом, освоение месторождений олова. А также развитие логистического кластера в свете открывающихся для ЕАО возможностей после введения в эксплуатацию трансграничного железнодорожного мостового перехода «Нижнеленинское – Тунцзян». Заслуживает внимания и графитовый кластер ввиду достаточно высокого потенциала формирования производства более глубокой переработки графита и востребованности этой продукции на мировых рынках, а также активизация производства и переработки продукции агропромышленного комплекса, в первую очередь - сои. В этой связи стоит отметить, что ЕАО активно развивает имеющейся в ее распоряжении внутренний потенциал.

11 место – Забайкальский край (индекс 65), губернатор Александр Осипов (врио)

Один из самых депрессивных регионов России начал исправлять сложившуюся ситуацию, после перевода из состава Сибири в состав субъектов ДВФО с особыми условиями развития. Вице-премьер Юрий Трутнев помогает в реализации инвестиционных проектов по вопросам социально-экономического развития Байкальского региона, в частности Забайкалья. Новые дальневосточные регионы получат на развитие социальной инфраструктуры дополнительные средства, в частности Забайкалье - 9,4 млрд руб. в 2019–2021 годы. Кроме того, разработанные для ДФО инструменты развития распространяются на регионы, вошедшие в состав округа недавно. В Забайкальском крае появилась

первая ТОР, которая сконструирована как единая территория с 15 инвестиционными проектами. Первоначальный объем вложений оценен в 107 млрд рублей. В связи со спецификой региона инвестпроекты освоения природных ресурсов Забайкалья составили значительную часть предложений. Номер один - разработка Удоканского месторождения меди, которую в Каларском районе осуществляет «Байкальская горная компания»". Среди неосвоенных медных месторождений Удокан занимает третье место в мире, а географическая близость к Китаю, Японии и Южной Корее делает проект привлекательным для вложений. Между тем, Александру Осипову еще предстоит избраться главой края, что в условиях роста протестных настроений в регионе может быть непростой задачей. Политическая неопределённость остается сдерживающим фактором для инвесторов.

Фото: ФедералПресс / Александр Хитров, Центр развития региональной политики

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.