Top.Mail.Ru
Общество
Красноярский край
0

«Город превращается в место, где все воюют со всеми». В Красноярске решали, нужен ли новый храм

Многим красноярцам мало что известно о готовящемся строительстве
Многим красноярцам мало что известно о готовящемся строительстве

Вчера, 10 апреля, в здании Красноярской епархии прошли общественные слушания по проекту строительства Богородице-Рождественского собора. Обсуждаться должен был чисто технический вопрос – о переносе здания на несколько метров. Вместо этого слушания обернулись бурной дискуссией совсем по другой теме – нужно ли строительство этого храма вообще. Подробности – в материале «ФедералПресс».

«Люди смогут гулять»

Публичные слушания по проекту Богородице-Рождественского храма в Красноярске, больше известного как собор на Стрелке, стали одними из многих намеченных на ближайшие дни обсуждений по строительству церквей в разных районах города. Это и уже утвержденные проекты, в которые сейчас вносятся уточнения и изменения, и совсем новые.

История со Стрелкой – самая громкая, долгая и неоднозначная. Противники собора говорили, что из-за него горожане потеряют часть набережной Енисея. Сторонники заявляли, что храмов в миллионном городе много не бывает. Представители Церкви указывали, что так будет восстановлена историческая справедливость: собор «заменит» снесенный в тридцатых годах храм, который, правда, стоял в другом месте – там, где сейчас краевая администрация. А архитекторы говорили о недостатках такого решения и даже его опасности: во время наводнений этот участок подтапливается, грунты неустойчивы. Споры эти тянулись с 2012 года – тогда патриарх Кирилл во время приезда в Красноярск указал на место, где должен стоять храм.

Договориться разные стороны не могут до сих пор. Это показали и вчерашние слушания.

Зал в здании епархии был набит до отказа, многие стояли вдоль стен. Присутствовали представители и духовенства, и казачества. Обсуждаться должен был вопрос «об отклонении от допустимых параметров разрешенного строительства»: по нормативам здание может располагаться не менее чем в 6 метрах от так называемой красной линии – то есть границы участка. Сейчас автор проекта попросил сократить это расстояние до нуля: храм будет вплотную подходить к границам территории.

«Это связано с тем, что участок может затапливаться. Храм предлагается отодвинуть от набережной к проезжей части и поднять. В связи с этим возникло планировочное решение, которого не было в XIX веке, – построить стилобат, на который и встанет храм. Это позволит чуть вытянуть форму строения, увеличить его площадь и сориентировать алтарь на восток, как это и положено. К тому же так освобождается набережная: люди смогут гулять, как и раньше», – рассказал автор проекта Александр Банников.

Позже в беседе с «ФедералПресс» он уточнил, что слушания по этому поводу – «стандартная техническая процедура», которая проводится по множеству проектов. Выступление архитектора оказалось самым лаконичным. А вот обсуждения по существу не получилось. Единственное замечание, которое непосредственно касалось предложенных изменений, прозвучало ближе к концу слушаний. Молодой человек поинтересовался у Банникова: «Вы еще в 2012 году рисовали этот проект – и только сейчас узнали, что участок подтапливается? Об этом ведь еще тогда специалисты говорили! Знаете, сомневаюсь в вашей профессиональной компетентности».

Все остальное время ушло на дискуссию: быть храму или не быть.

«Почему нас не слышат?»

На слушания был отведен ровно час. Минут сорок высказывались «заранее записавшиеся участники мероприятия». Все они как один говорили о необходимости строительства.

«Я социолог, и, по моим данным, 70 % жителей Красноярского края – верующие, а 60 % – православные. Надеюсь, все, кого я вижу в этом зале, крещеные люди. А крещение совершается в церкви. Нас не было – храмы стояли, нас не будет – они будут стоять. Это все, что я хотела сказать», – заявила руководительница детской воскресной школы Наталья Майстришина.

Наталья Майстришина

«Храмовые пространства – самые социально безопасные, они не несут никаких духовных угроз. К тому же они самые открытые. Они призывают к изучению нашей истории, культуры, традиций. Церковь и формировала нашу культуру, литературу, философию, так что это еще и образовательное пространство», – отметил директор Архиерейского образовательного центра Андрей Бардаков.

Каждое такое выступление было встречено аплодисментами, а иной раз и возгласами «храму быть!».

Сторонники другой точки зрения, похоже, были просто не в курсе того, что можно заранее записаться и «толкнуть речь». Было отведено совсем небольшое время на то, чтоб они могли задать вопросы выступавшим, и каждый раз их резко прерывали довольно агрессивного вида люди. Ответы по существу так практически и не были получены. А вопросы сводились к одному: почему никто не поинтересовался мнением людей, когда собор решили строить именно в этом месте? К тому же храм, возведенный в общественном пространстве, будет исполинских размеров: длина – 55 метров, ширина – 23,4 метра, а высота – более 40 метров, то есть почти с 20-этажный дом.

«Почему нас не слышат? Почему людей не спросили, когда решали строить этот собор, и не было публичных слушаний? Почему лишили нас возможности подойти к Енисею? И почему бы не построить храмы в тех районах, где их вообще нет, притом что в центре города их несколько?» – прозвучало в одном их выступлений.

Присутствующим на всякий случай еще раз напомнили: строительство храма здесь не обсуждается – это уже решенный вопрос. А слушания по этому поводу, если кто не знает, были.

«Строить храм или нет – вопрос так не стоит. Слушания по этому поводу состоялись еще в 2007 году. Возможно, организаторы не очень удачно выбрали время – конец июля, люди были в отпусках, об обсуждении мало кто знал. Тогда, правда, обсуждался не сам собор. Этот участок в то время на 49 лет сдали в аренду предпринимателям. На огромной территории они должны были построить бизнес-центр. Этот проект не состоялся, а позже появились планы по собору. И нас поддержали около семи тысяч прихожан. В 2016 году территория была передана епархии. То есть мы не забираем муниципальную землю – она уже находилась в долгосрочной аренде. Хочу сказать, что бизнес-центр занял бы 75 % этой территории, практически все зеленые насаждения были бы уничтожены. А храм займет всего 7 %, и зеленая зона будет сохранена», – сообщил корреспонденту «ФедералПресс» Андрей Скворцов, руководитель пресс-службы Красноярской епархии.

На слушаниях

«Медвежья услуга от власти»

Между тем, как рассказал «ФедералПресс» председатель Красноярского союза архитекторов Евгений Зыков, сколько-нибудь содержательного обсуждения проекта строительства собора на Стрелке не было. В том числе и в профессиональном сообществе.

«Этот проект, по сути, не обсуждался. Общественных слушаний по нему тоже не припомню. Не было и доклада авторов проекта – обсуждение проводилось на основании информации, достоверность которой сомнительна. Мы видели некоторые материалы, и увиденное нас насторожило: решение показалось ошибочным. Наша организация тогда высказалась, что участок для строительства выбран очень непростой, при этом с уже сложившимся, гармоничным архитектурным ансамблем, и решения надо принимать очень осторожно, чтобы не совершить большую градостроительную ошибку. Но этот вопрос не обсуждался ни на градостроительном, ни на архитектурном совете. И сказать, что именно там собираются строить, я с точностью не могу до сих пор», – рассказал Зыков.

По мнению политолога, общественного деятеля Кирилла Дюндика, такой подход, когда важные для города вопросы решаются кулуарно, а мнения специалистов, да и всех горожан не учитываются, – огромный промах местных властей.

«Этот конфликт многогранен, и связан он во многом с властью. Власть сейчас оказывает и красноярцам, и церкви медвежью услугу. Задача власти – заботиться о том, чтобы конфликтов не было, чтобы всем горожанам было хорошо вместе. А она озабочена не этим, а тем, чтобы навести порядок и продавить определенное решение. Подобный подход ведет к крайне неприятным последствиям: город превращается в место, где все воюют со всеми. Кроме того, церковь аккумулирует на себе недовольство горожан действиями чиновников. А некоторые аспекты этого конфликта вообще убийственны: как, например, при местной экологической повестке можно ставить вопрос о том, чтобы снести сквер ради храма?» – поделился своим мнением Дюндик.

Несмотря на то что красноярцы много лет не могут договориться о строительстве собора на Стрелке, на подходе уже новые проекты. Один из них, например, – строительство храма на улице Баумана в Октябрьском районе города, на небольшом участке, где сейчас растут деревья, расположены беседки и скамеечки, спортивный уголок с тренажерами и детская площадка. Никаких согласованных проектов по строительству церкви на этой территории еще нет – 12 апреля пройдут первые публичные слушания, на которых красноярцы выскажутся за или против возведения храма.

Фото: ФедералПресс / Юлия Лобанова; пресс-служба Красноярской епархии

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.