Top.Mail.Ru
Нацпроекты
ДФО
0

Скрытые данные. Что известно о нацпроектах в Дальневосточном федеральном округе

Сайт
Руководство регионов ДФО не спешит раскрывать информацию о реализации нацпроектов

По закону все жители России имеют право получать достоверную информацию о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Однако на деле следовать букве закона готовы далеко не все, особенно, когда дело касается такой темы, как реализация национальных проектов и выделяемые на эти цели деньги. Это еще раз доказало исследование Института стратегических коммуникаций и социальных проектов. Эксперты составили рейтинг открытости информации о нацпроектах в Дальневосточном федеральном округе. Его результаты и выводы аналитиков – в материале «ФедералПресс».

Институт стратегических коммуникаций и социальных проектов проанализировал открытость информации о нацпроектах в регионах. Для наглядности эксперты взяли один проект «Повышение производительности труда и поддержка занятости» и одну территорию – Дальневосточный федеральный округ. Аналитики выделили три ключевых параметра, которые позволили оценить степень открытости и доступности информации о нацпроекте: фактическое наличие информации на сайте ведомства (0 – информация отсутствует, 1 – размещена информация); полнота информации (1 – отражен не полный объем информации, 2 – предоставлена большая часть информации, 3 – размещена вся информация); навигационная доступность (1 – тяжело найти искомый материал, 2 – средняя доступность, 3 – хорошая). При этом оценивались логика раздела, а также количество переходов с главной страницы на нужные подразделы официального сайта. Оценка исследуемых ресурсов региональных ведомств (Минтруд, Управление по труду, Минпром) производилась в баллах.

Четверо смелых

Результаты исследования показали, что из 11 регионов, входящих в ДФО, всего четыре предоставляют своим жителям возможность оценить работу региональных властей по реализации национального проекта. Остальные субъекты либо раскрывают данные не на порталах профильных ведомств, что было бы логичнее всего, либо вовсе замалчивают данные. По ряду регионов, таких как Республика Саха (Якутия), Еврейская АО, информация попросту отсутствует, что может свидетельствовать о том, что они не участвуют в реализации нацпроекта по повышению производительности труда.

Самым открытым регионом ДФО оказался Камчатский край. В рейтинге он занял первую строчку, набрав шесть баллов. Информация о национальном проекте представлена на порталах профильных ведомств края в достаточно полном объеме, а найти ее не составляет труда.

На втором месте рейтинга оказалась Амурская область. Здесь также не скрывают от жителей планы и показатели о реализации проекта по повышению производительности труда. Представленная на сайтах профильных ведомств информация могла бы быть более полной, но и по ней можно составить представление о деятельности органов власти. Один балл аналитики сняли за навигацию по сайтам.

«Бронзу» рейтинга получил Хабаровский край. Правительство региона также не скрывает от своих жителей планы по реализации нацпроекта, но информация на сайтах подана в неполном объеме, да и найти ее не так просто, как хотелось бы.

Заслуживает внимания и занявший четвертое место в списке Приморский край. Данные о нацпроекте здесь также представили, но видимо, только для галочки. Информация неполная и найти ее на порталах профильных ведомств крайне не просто.

fcdcae252a4e934e4134387dd83f2321.jpg

Молчание – золото?

Правительства четырех регионов – Чукотского автономного округа, Республики Бурятия, Забайкальского края и Магаданской области – решили не распространяться о своей деятельности по реализации национального проекта. По всем пунктам они набрали ноль баллов. Простая ли это забывчивость или нежелание делиться планами, чтобы потом сложнее было «спросить» с ответственных лиц, сказать сложно. Однако закрытость информации подрывает доверие граждан к региональному правительству и делает невозможным контроль исполнения проектов со стороны контролирующих органов, считает ведущий аналитик PNC Consulting Александр Баранов.

«Счетная палата РФ не раз жаловалась на сложность оценки реализации национальных проектов. По сути, единственными инструментами для проведения мониторинга являются планы реализации и объемы освоенных средств федерального бюджета. Поэтому ведомство господина Кудрина настаивает на необходимости предъявления повышенных требований к качеству разработки паспортов и планов реализации федеральных проектов. Естественно, это касается и полноты предоставляемой информации и ее открытости. Игнорируя права граждан на получение этих данных, региональные власти рискуют потерять доверие жителей, а заодно навлечь гнев контролирующих органов», – отметил он.

«Люди должны понимать, куда идет каждый рубль из триллионов, выделенных на нацпроекты, как по стране, так и по области. Ключевой пункт нашей работы – добиться того, чтобы информация была в открытом доступе, чтобы власти показали, что, где и в какие сроки должно быть построено или сделано», – отметил в одном из своих выступлений депутат Госдумы Денис Москвин.

В середине октября этого года Счетная палата России опубликовала заключение на проект федерального бюджета на 2020-2022 годы. В документе прозвучало немало критики в адрес национальных проектов. Так, в ведомстве заявили, что сегодня практически отсутствует система мониторинга и контроля реализации нацпроектов, позволяющая получать информацию о ходе их реализации. Это сильно осложняет принятие управленческих решений для корректировки реализации нацпроектов и минимизации проблем. «Полная информация о текущем состоянии хода реализации национальных проектов в подсистеме управления национальными проектами государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» отсутствует», – говорится в документе.

Появление в России такого явления, как «национальный проект», сделало менее прозрачным финансовую деятельность государства, считает аналитик независимого Института изучения глобальных экономических процессов Владислав Кислов. «В целом россиянам грех жаловаться на открытость финансовых процессов, протекающих в государстве. Россия входит в топ-15 рейтинга Open Budget Index (Показатели оценки индекса открытости бюджета – прим.ред.). Однако появление нацпроектов навело тумана на распределение средств и их освоение. У нас нет единого портала, где отражалась бы информация по планам, бюджетам и ходе реализации каждого проекта в каждом регионе. Сами регионы тоже не особенно торопятся предоставлять эту информацию. Все это дет почву для нецелевого использования средств», – заключает эксперт.

Фото: pixhere.com

Сюжет по этой теме
11 июня 2021, 10:35

Национальные проекты

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.